ДИАЛОГИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

 

Беседа Ольги ДМИТРИЕВОЙ с Кириллом КОЗЛОВЫМ

 

— Добрый день, Кирилл! Сегодня мне бы хотелось поговорить о проекте «Диалоги литературных поколений», который Вы курируете. В самом названии заложен коммуникативный призыв – давайте общаться, вместе познавать литературу и всё, что с ней связано?

— Здравствуйте, Ольга! Рад новой беседе с Вами! Вы сформулировали абсолютно точно. Но вначале – краткая предыстория. Проект «Диалоги» создан поэтом Андреем Владимировичем Романовым (1945-2014) и критиком Валентиной Александровной Рыбаковой еще в 2010 году. Идея родилась во время работы Андрея Романова с воспитанниками Дома детского творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, а также в общеобразовательных учреждениях. В 2011 году при поддержке Комитета по социальной защите Правительства СПб выпущен первый пробный сборник «Диалоги».  К сожалению, после ухода из жизни Андрея Владимировича в 2014 году выпуск сборников прекращен, но проект не был окончательно закрыт. Он продолжен в привычном формате выступлений, лекций, разнообразных мероприятий.

— Расскажите, как это происходит?

— По договоренности с библиотеками, школами, колледжами, другими государственными учреждениями образования и культуры осуществляются постоянные встречи с учащимися. Мы рассказываем об отечественных писателях, поэтах, показываем редкие сборники. Конечно же, для этого мы пользуемся собственными архивами, которые, как библиотечные фонды, постоянно пополняются. Убежден в том, что книга должна работать, приносить людям пользу!  Буквально недавно прошло несколько мероприятий ко Дню Победы совместно с библиотекой семейного чтения им. Ю. Инге. Я принёс на встречу несколько сборников, чтобы познакомить школьников с именами поэтов, о которых они никогда не слышали. В этом и заключается наша главная задача.

— С какими другими современными литературными проектами Вы нашли точки соприкосновения?

— Хочу отметить, что «Диалоги» родились на базе журнала «Второй Петербург», в настоящее время возглавляемого Валентиной Рыбаковой. Настоящей гордостью можно считать партнёрство с всероссийским альманахом «День поэзии – XXI век». Мы неоднократно организовывали мероприятия с целью его поддержки. Участвуем в распространении новых изданий, в частности фондов «Дорога жизни», «Возрождение Тобольска» и др.

— Вы размышляете только об отечественной литературе?

— Лично для меня приоритет – традиции российской литературы.  К тому же за 20-30 минут времени, отведенного на лекцию, Вы просто не успеете охватить вдобавок иностранную! Впрочем, в наших беседах всегда появляются мимолётные, но важные отсылки. Например, рассказывая о поэте Михаиле Дудине, я показываю сборник шведской поэтессы Эдит Сёдергран «Возвращение домой» (издательство «Детская литература», Ленинград, 1980). Михаил Александрович перевел на русский язык ее стихотворения и написал небольшое предисловие.

—  Охарактеризуйте, пожалуйста, реакцию молодежной аудитории на предоставляемую информацию? Появляется ли реальный интерес?

—  Увы, наши встречи даже нельзя назвать факультативом, ведь они разовые. Искренне надеюсь на то, что нам удается кого-то «зацепить», пробудить в ком-то живой интерес. С другой стороны, в интернете сейчас можно найти стихотворения того или иного автора. В нашей молодости, Ольга, это было невозможно! Мы учились только по книгам, находили, если требовалось, нужную, поэтому понимаем ценность печатного издания, чувствуем необходимость в его сохранении для потомков. Первое поколение двадцать первого века, нынешние школьники-выпускники, родились подключенными к сети и в их руках – безграничное информационное пространство и возможности. Будем уповать на то, что они найдут время для литературы, способствующей развитию образного мышления.

—  Какие приёмы Вы используете помимо классической беседы?

—  Уже сформирована и постоянно дополняется фотопрезентация «Диалогов». В неё входят снимки, на которых запечатлены деятели культуры, представляющие разные города и регионы. Например, замечательный поэт Анатолий Аврутин из Минска прислал фото с Чингизом Айтматовым, с Евгением Евтушенко. Согласитесь, бесценно! Также мы составляем собственную литературную карту. Наши друзья фотографируют памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, связанные с жизнью писателей. Для меня принципиально важно участие в этом процессе друзей и коллег, хотя проще всего было бы понадергать из Интернета снимки, сделанные совершенно незнакомыми людьми. Также для детей младшего возраста я придумал беседу-игру «Жизнь замечательных вещей». Это не просто забава, а экскурсия по миру необычных предметов, окружающих пишущего человека: миниатюрная книга, печать-экслибрис, мужские запонки и многое другое.

—  Существуют ли для Вас принципиальные отличия в работе со взрослыми и с детьми?

—  Пожалуй, лишь одно. Когда мы едем к взрослым, заранее знаешь, что ситуация более стабильна и комфортна для раскрытия темы. Но ведь задача выступающего – установить контакт с любой аудиторией независимо от возраста, рода занятий, места проведения. Андрей Романов говорил, что ему доводилось выступать в местах лишения свободы. Представьте, насколько это трудно, какой требует концентрации!

— Какая ситуация максимально комфортна для Вас?

— Поскольку большую часть жизни мы проводим в закрытых помещениях, я очень люблю летние мероприятия на открытом воздухе. Пешие экскурсии, концерты, фестивали при благоприятной солнечной погоде…

— В фестивалях участвовали?

— Нет. Посещал Книжные аллеи в качестве слушателя.

— Вы – петербургский поэт с почти двадцатилетним стажем. Удается ли, рассказывая о других, читать собственные стихи?

— Довольно редко.

— Как же тогда действовать?

— Полагаю, необходимо разграничение. Читать стихи надо обязательно, для этого планируется отдельный творческий вечер с продуманной концепцией. Но главное для поэта – работа с текстом, его улучшение как в техническом плане, так и в художественном выражении.

— Кирилл, большое спасибо за беседу! От всей души желаю воплощения всего задуманного! Напоследок – Ваши пожелания.

— В первую очередь адресую слова благодарности Вам! Для наших читателей позвольте Вас рассекретить. Ольга Дмитриева – художник, дизайнер, чудесный человек, делающий мир добрее! Важно не просто перечислить известные нам обоим имена, а выразить глубочайшую признательность поэту, главному редактору альманаха «День поэзии XXI век» Андрею Шацкову; поэту, редактору журнала «Невечерний свет/Infinite» Владимиру Хохлеву; редактору журнала «Второй Петербург» Валентине Рыбаковой; хранителю литературно-краеведческого музея Юрия Инге Марии Инге-Вечтомовой.

Помнится, в одной песне звучит призыв: «Лучшее, конечно, впереди!» Пусть будет так…

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *