В Президентской библиотеке состоялся показ фильма «Облепиховое лето» про Александра Вампилова

В Президентской библиотеке состоялся показ биографической драмы режиссёра Виктора Алфёрова «Облепиховое лето», посвящённой последним годам жизни и трагической гибели известного советского драматурга Александра Вампилова. «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты» – эти и другие его пьесы в основном стали широко известны уже после смерти писателя. Его талант признавался критиками, но на сцену произведения упорно не допускались. По какой причине самодостаточный, остроумный человек, душа компании, вдруг пишет самую неразгаданную и трагическую пьесу своего времени – «Утиная охота»; откуда надлом в его героях – ответы на эти вопросы ищут и во многом находят создатели картины «Облепиховое лето», поставленной на киностудии «Лендок».

«Фильм очень атмосферный, с собственным авторским взглядом на личность Вампилова, – сказал, предваряя просмотр, генеральный директор киностудии „Лендок“ Алексей Тельнов. – Лето 1967-го. Александру Вампилову скоро исполнится тридцать. Дописана „Утиная охота“. Кажется, вот-вот столичные театры осознают, что имеют дело с „современным Чеховым“, распахнут свои двери перед молодым „нетипичным“ драматургом. С этого полного нерастраченных надежд момента и разворачивается действие „Облепихового лета“».

В фильме есть несколько точных актёрских попаданий. Помимо внешнего сходства Андрея Мерзликина с главным героем фильма артисту удалось передать главные черты, которыми обладал его персонаж, сын провинциальных учителей: самоуглубленность, непоказная интеллигентность, вера в духовную чистоту отца – сгинувшего в лагерях «врага народа».

В фильме пересекаются две глубоко личные линии главного героя: поиски документов, проливающих свет на судьбу отца, и потребность в официальном признании. Оно было – но в провинции, где вампиловские премьеры шли с грандиозным успехом. Вспомнить хотя бы постановку «Старшего сына» в омском драмтеатре, когда за десять месяцев было зафиксировано порядка 100 аншлагов. Однако до столичной сцены эти волны не докатывались, рецензенты были скупы на похвалы – присматривались к новому автору.

Александр Вампилов был одержим желанием отыскать хоть какие-то следы своего отца. Всё смотрел и смотрел на фотографии молодой красивой матери, проникаясь её драмой, пониманием того, что своё пожизненное одиночество она компенсировала стремлением вложить как можно больше в талантливого сына – и снова и снова продолжал архивные поиски.

«Мы старались показать героя, терзаемого гамлетовскими вопросами о причине смерти отца, о справедливости устройства мира, который допускает подобное, – сказала после премьеры «Облепихового лета» в Президентской библиотеке кинодраматург Ольга Погодина-Кузьмина. – Одолевали его и вопросы по поводу компетентности вершителей судеб произведений молодых авторов, ведь он вполне осознавал масштаб своего дарования».

В кино существовала «полка» для самых честных и талантливых фильмов, спорные картины хотя бы показывались худсоветам, слухами о них земля полнилась, а произведения драматургов читались в тиши кабинетов «чиновниками от искусства». Или, в виде исключения, – культовыми столичными режиссёрами, их вердикт нередко был определяющим. В фильме Алфёрова есть эпизод, в котором чуткая на талант заведующая литературной частью театра пытается свести молодого драматурга с Олегом Ефремовым, а тому недосуг заниматься сибирским провинциалом – и он бросает через плечо: «Ты бы Лёлику показался», то бишь Олегу Табакову. А потом – очередное возвращение ни с чем домой, к жене (в фильме её играет актриса Полина Чернышова) и дочке, тёплому надёжному тылу.

Очередной приговор в столице выносился человеку, который работал на уровне художественного открытия, высвобождая изображаемую жизнь от малейшего налёта фальши «социального заказа», безликих «производственных драм», которыми грешила послевоенная сцена. В его бытовых, на первый взгляд, пьесах ставились глобальные вопросы о смысле пребывания «маленького человека», одного из многих, на этой земле. Своими произведениями Вампилов обозначил новую волну в отечественной драматургии, и его последователи больше не боялись показывать жизнь вышелушенной из официоза, такой, какой она была на самом деле.

Однажды он написал в своём дневнике: «Я смеюсь над старостью, потому что я знаю – я старым не буду». В фильме «Облепиховое лето» показана смерть Вампилова в волнах так любимого им Байкала. Предчувствие его не обмануло – он ушёл молодым. Таким, каким остался в своих пьесах – рефлексирующим и непреклонным в поисках той правды о жизни, носителем которой он был.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

(812) 305-16-21 доб. 534, 159; факс (812) 305-16-40  media@prlib.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *