19 февраля — память преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Великий палестинский аскет, египтянин Варсонофий, ушедший в монастырь в окрестностях Газы, 50 лет уединенно прожил в пустыне и вошел в историю благодаря переписке со своим учеником, святым Иоанном, и духовным поучениям, записанным классиком аскетической литературы Аввой Дорофеем, начинавшим свой монашеский путь келейником аввы Иоанна.
Скончался Варсонофий Великий около 563 года, а в 850 году мощи его привезли в Италию, и сегодня они хранятся в городе Ория.
Преподобные Варсонофий и Иоанн вели очень строгий образ жизни и тому же учили вопрошавших их. Путь внешнего подвижничества изложен ими достаточно подробно, хотя он сам по себе, на их взгляд, не имеет никакой ценности. «Господь повелел заботиться лишь об одной ризе — об одеянии добродетелей»: инок должен приобрести «смирение, опаляющее демонов, послушание, вводящее Сына Божия в храмину человека, веру, спасающую человека, надежду, не посрамляющую, любовь, не позволяющую отпасть от Бога». На начальном этапе подвижничества важное место отводится терпению, на более совершенном — незлобию и мудрости.
В молитве нужно не стремится ни к чему своему: «цель молитвы должна быть та, чтобы просимое нами было по воле Божией». Святые пишут не столько о «молитве ума», сколько о сердечной молитве и о вовлеченности в молитву всего человека, и в то же время учат: молиться должно не только умом, но и устами. Чтение Священного Писания — тоже вид молитвы, которая «возгревает» сердце.
Варсонофий Великий говорит: «Молитва совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая свои помыслы и чувства… Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял». Достигшие духовного совершенства сподобятся еще при жизни предощущения духовных реалий Царствия Небесного и после смерти войдут в него.
Поучения преподобных Варсонофия и Иоанна в XI веке были включены в аскетический сборник «Евергетинос», составленный Павлом Евергетидским, их цитировали Симеон Новый Богослов и Григорий Синаит. А их венецианское издание, подготовленное преподобным Никодимом Святогорцем, способствовало их распространению в Греции и — благодаря славянским и русским переводам — в славянских странах. Это венецианское издание, игумен монастыря Пантократор подарил святителю Филарету Московскому (Дроздову), а Феофан Затворник включил многие их поучения в русское «Добротолюбие».
При этом сборник «Ответов» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка был, по всей видимости, совершенно неизвестен в средневековой Западной Европе, и только в новейшее время, благодаря ряду изданий и переводов, стал доступен не только ученым, но и широкому читателю. А на православном Востоке они на протяжении веков были важнейшим руководством для всех, вступающих на путь аскетической жизни.
.
Источник: https://ria.ru/20190218/1550749681.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *