19 сентября — праздник в память чуда архангела Михаила в Хонех

Чудо архангела Михаила в Хонех

Архангел Михаил — один из высших ангелов, «архистратиг» — старший воин, вождь. В Писании он именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против дьявола и всякого беззакония среди людей. В Откровении Иоанна Богослова архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-дьявола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12, 7-9).

В христианской традиции архангел Михаил считается защитником веры и борцом против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим дьявола.

Чудо в Хонах (по-славянски — «в Хонех») — один из редких примеров явления архистратига Михаила в Новом Завете. На знаменитой иконе из кремлевского Архангельского собора, изображающей его «с деяниями», большинство клейм посвящены ветхозаветным сюжетам: явлению Иисусу Навину у стен Иерихона, ночной борьбе с Иаковом, спору с диаволом о теле Моисея. К христианским временам относится лишь одно клеймо — архангел Михаил на нем ударяет жезлом в землю, направляя в расселину два горных потока. Рядом изображена церковь и согбенный старец, обращающийся к архистратигу с молитвой.

По преданию, это произошло в IV веке во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа (на месте разрушенного в 64 году землетрясением города Колоссы, жителям которого адресовано одно из посланий апостола Павла). Там находился храм во имя архистратига Михаила, а около него — целебный источник. В этих местах как-то особенно не любили христиан: здесь, по преданию принял мученическую смерть апостол Филипп и чуть было не погиб апостол Варфоломей.

В Михайловском храме 60 лет служил пономарем некий благочестивый человек по имени Архипп. В своем озлоблении на христиан вообще и на Архиппа в частности местные язычники задумали уничтожить церковь вместе с пономарем и соединили в одно русло две горные реки, направив их течение на храм. Архипп взмолился архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия, и тот, явившись около храма, ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел потоку устремиться в нее. Церковь была спасена.

Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит (от греческого — «воронки», «расселины»).

Обычно на иконах «Чудо в Хонах» изображается сам момент явления архангела: крупная фигура архистратига, храм, старец и поток воды, делящий пространство иконы пополам. Однако на Руси встречается и другой вариант: на нем архангел в царском облачении изображается крупно, фронтально, с хрустальной сферой в руке, а святой Архипп – в углу иконы, припадает к стопам небесного покровителя своего храма.

Для истории древнерусского почитания архангела Михаила «Чудо в Хонех» имеет первостепенное значение — этот сюжет входил самые распространенные на православной Руси книги — Прологи, Четьи Минеи, Торжественники, переписывался в самых разных сборниках.

В 1357 году 6 сентября (19 сентября по новому стилю), в день церковного праздника, посвященного этому событию, по молитвам Московского митрополита Алексия, находившегося в Орде по приглашению хана Джанибека, прозрела ослепшая от неизвестной болезни жена хана Тайдула. В знак благодарности святитель Алексий получил перстень Чингисхана, ярлык, согласно которому Русская церковь освобождалась от дани Орде, и участок земли в московском Кремле, где стояла ханская конюшня. Вернувшись в Москву, митрополит велел ее снести и на этом месте заложил каменный храм в честь Чуда архангела Михаила в Хонех, ставший основанием для будущего Чудова монастыря, снесенного в XX большевиками, который теперь, по инициативе президента, решено воссоздать.

Источник: https://ria.ru/religion_holydays/20180918/1528698317.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *