МЕСТО СВЯТО

 

Если выехать из Санкт-Петербурга на восток по Мурманскому шоссе, проскочить мимо огромного торгового квартала  IKEA-МЕГА, переправиться через семь рек: Неву, Назию, Волхов, Сясь, Пашу, Оять и Свирь, и, проехав 260 километров, добраться до деревни Старая Слобода (поселок Свирское), что на берегу Рощинского озера примерно в получасе езды от Лодейного поля – то перед нами откроется вид на стены и купола Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.

Об этом святом для верующих месте – наш рассказ.

 

История монастыря

Монастырь, основанный святым преподобным Александром Свирским в 1506 году в глухом Олонецком крае, в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения — корелов, вепсов и чуди — очень быстро приобрел известность.

Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский. Оба комплекса сегодня представляют единый памятник архитектурных строений XVI-XIX веков.

Обитель расположена в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера. Большая часть строений хорошо сохранилась, демонстрируя высокое искусство зодчих, строивших их, но все они нуждаются сегодня в больших реставрационных работах.
Самой древней постройкой монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери, возведенная самим преподобным Александром в 1533 году. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звонницей выполнена в Новгородском стиле. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского построен в1644 году. Каменный собор Живоначальной Троицы — в 1791 году, на месте деревянной церкви. Церковь св. пророков Захарии и Елизаветы построена в 1685 г. Церковь Иоанна Дамаскина — в 1718 г.

Каменная часовня Святой Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица.

На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в «Переписные книги». Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.

За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, восстановление храмов. И строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами.

Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Были годы (начало и конец XIX века), когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня — мощи святого преподобного Александра Свирского, и несколько монахов.

Было и очень лихое время (после переворота 1917 года), когда в монастыре не стало ни святыни, ни монахов. Мощи были увезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна, в том числе настоятель — архимандрит Евгений (Трофимов). В 1925 году обитель была закрыта. На территории монастыря разместились: тюрьма, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница.

14 июля 1997 года было получено благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира на возрождение Александро-Свирского монастыря.

С этого дня отсчитывается новейшая история этой древней северной обители. 22 сентября 1998 года Министерством Культуры РФ и Министерством Государственного имущества РФ было подписано распоряжение о передаче монастыря Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви.

Новым насельникам, поселившемся в монастыре в 1997 году, пришлось много потрудиться,— обитель им досталась разорённой. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители — преподобного Александра Свирского, происшедшее 30 июля 1998 года.

Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель. Приведены в порядок храмы, корпуса и территория Преображенского комплекса, налажена богослужебная жизнь обители. Много работы еще предстоит на территории Троицкого комплекса, где пока располагается Свирская психиатрическая больница. Правительство Ленинградской области уже приняло решение о переводе психиатрической больницы в Лодейное Поле, где началось строительство новых помещений. Троицкий комплекс будет возвращен монастырю.

Из жития преподобного Александра Свирского 

Родился преподобный Александр 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители Стефан и Васса — небогатые благочестивые крестьяне — детям своим дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков.

Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на «северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель.

Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве.

Через какое-то время пришел на Валаам, разыскивавший его отец; Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать — с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек. Сохранилась и ископанная преподобным Александром для самого себя могила.

Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися». Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это было в 1485 году. Там он нашел «бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше».

Хижину свою Преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделенное от него Стремниной горой. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, «а зелием зде растущим».

Бог открыл свой светильник боярину Андрею Завалишину, а через него потом и многим людям. Обитель стала возрастать, а слава о даре прозорливости и врачевания недугов телесных и духовных, данном ее настоятелю, облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный еще при жизни ублажил Александра Свирского, как святого.

На 23 году поселения Преподобного в пустыни большой свет явился в его храмине, и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною «паче солнца». Из уст их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы».
До наших дней на месте явления Бога-Троицы содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.
За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезою. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила Преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом бесплотных сил небесных. Преподобный пал лицом на землю пред величеством Славы Ея, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.
За год до своей кончины преподобный Александр Свирский, призвав к себе всю братию и объявив им, что скоро наступит время преставления его от временной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них игуменом. Затем до самой кончины не переставал поучать свою братию богоугодному житию.

Скончался преподобный Александр 30 августа 1533 года, 85-ти лет от рождения и, согласно предсмертному завещанию его, погребен был в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря. В 1547 году он был причислен к лику святых.

Все, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали исцеления. Слепые прозревали, расслабленные укреплялись в членах, страдавшие другими болезнями получали совершенное выздоровление, из бесноватых прогонялись демоны, бездетным подавалось чадородие.

Первое обретение мощей

«Бог, неизследимый в делах Своих, дивно прославляет Своих святых, которых предузнал, что они будут соответствовать образу славы Его. Еще в этой жизни Он дает им власть творить преславные знамения и чудеса, ради веры и добродетельного жития их; по кончине же хранит нетленными тела их, от которых изливается благовонное миро и изобильно источаются струи исцелений.
Так прославил Он и возлюбленного Своего угодника, преподобного отца Александра, которого, ради сердечной чистоты и добродетельной жизни, еще от чрева матери избрал наставником ко спасению множества душ.
Как в жизни сей Он славным сделал имя его, творя рукою его знамения и чудеса, так и по смерти не дал увидеть ему истления, но благоволил служившее при этой жизни храмом Духу Святому честное и святое его тело, как великое светило, положить в своей церкви, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами. Совершилось же обретение честных и многоцелебных мощей его таким образом»:
В царствование Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, при сыне его благоверном Царевиче и Великом Князе Алексии Михайловиче, пришла мысль настоятелю Свирской обители игумену Авраамию — над телом преподобного Александра построить каменную церковь, так как существовавшая до того времени деревянная церковь была очень тесной и приходила в ветхость. Согласившись о том с братиею, они вместе обратились с просьбою к Самодержцу о разрешении на постройку.
Царь повелел удовлетворить их прошению, щедро пожертвовав на устройство храма деньгами. В 7149 г. от мироздания и в 1641 г. от Рождества Христова, разобрали ветхую церковь во имя преподобного отца нашего Александра, где находилась и гробница, поставленная над его телом. В то время совершилось страшное и достойное удивления чудо, побуждающее к большему познанию угодника Божия.

15 апреля, в четверг Вербной недели, вечером сделался необыкновенный гром и молния. Молния падала на землю и не исчезала вдруг, как обыкновенно бывает, а падала на землю и осиявала на долгое время. То же самое явление повторилось и в пятницу вечером. А 17 апреля, в субботу, во время Божественной литургии, рабочие на месте бывшей церкви начали копать ров для передней стены церкви новой. На восточной стороне храма, где было престольное место прежней деревянной церкви, к востоку от гробницы преподобного они обрели гроб. Земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая. Рабочие, видя это, ужасались и дивились такому чудесному положению обретенного гроба и недоумевали, что сделать с ним.
В это время случилось мимо их проходить священноиноку того же монастыря Елисею, который, видя их стоящих долгое время без дела и удивляющихся, спросил: «Что стоите не делающе?» Они пригласили и его взглянуть на гроб, служивший для них предметом удивления. Елисей, подойдя к ним и увидя это преславное чудо, то есть что земля, наподобие пещеры, стояла над гробом, ничем не поддерживаемая, оградил себя крестным знамением и, весьма осторожно открыв немного верхнюю доску гроба. Он увидел во гробе целое, нисколько не поврежденное тело, а также и одежды целы и нетленны, пришел в великий страх, размышляя в себе, что это мощи преподобного отца Александра и, задвинув по-прежнему доску, быстро отправился в монастырь и известил о том игумена Авраамия и всю братию.
Игумен отправился со всеми посмотреть на чудесное то явление. Когда услышали о том монастырские служители, то каждый, оставив свою работу, перегоняя друг друга, торопливо, с большим усердием, пошли посмотреть на предивное видение. Погода в тот день стояла весьма тихая и приятная. Когда пришли они на основание церкви, игумену сейчас же показали обретенный гроб. Он, сойдя со священноиноками в ров, снял верхнюю доску с гроба, и повсюду разлилось сильное благоухание от мощей преподобного, так что все то место исполнилось благовония — каждения же в то время не было.

И увидели все лежащее тело преподобного отца Александра, цело и ничем не вредимо, в мантии и схиме по чину повитое, и аналав на нем весь цел.

Из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону, по чину обе обуты в сандалии. По телу его, подобно некоторым растущим цветам, разошлось благовонное миро, и излилось, как вода. Видя это, все бывшие там исполнились ужаса и радости и прославили Всемогущего Бога, прославляющего святых Своих. И было много исцелений от многоразличных болезней с верою приходящим ко святым мощам преподобного Александра.

Вскоре после того игумен Авраамий послал вышеупомянутого иеромонаха Елисея в Новгород к преосвященному митрополиту Аффонию с письменным извещением об обретении мощей преподобного Александра и о преславных чудесах, бывающих от него.
Митрополит очень удивился, что по прошествии стольких лет мощи Преподобного обретены целыми и нетленными и, прославив Бога, донес об этом событии Самодержавному Государю Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу, всея России Самодержцу. Царь весьма обрадовался, получив такое известие, и повелел митрополиту Аффонию освидетельствовать мощи преподобного Александра.

В том же году, 29 августа, по царскому повелению, в обитель Святой Живоначальной Троицы и преподобного Александра прибыл новгородский митрополит Аффоний в сопровождении Хутынского архимандрита Пафнутия, Духова монастыря игумена Евфимия, Николаевского Вяжицкого монастыря игумена Иосифа и всего духовенства Софийского собора.

Когда гроб был открыт, святитель благоговейно приблизился к нему, и увидели все Преподобного отца, не как почивающего многие годы, но как новоположенного, и весьма ужасались; святитель велел звонить во все колокола, а сам, склонясь к святому, своими руками раскрыл лицо его и снял с его главы святую схиму и параманд.

Когда святитель и все духовенство увидели лицо Преподобного, то исполнились страха и сильного удивления, и пролили множество слез. Архимандрит Пафнутий и игумен Евфимий раскрыли святому грудь и руки до локтей, желая подлинно увидеть святого. Святитель долгое время внимательно смотрел на мощи Преподобного и прославлял Бога, говоря: «Слава Тебе, Царю Святый, яко призираеши на святое место сие и прославляеши угодника Своего преподобного Александра!»

По прибытии в Новгород святитель описал Самодержавному Государю все касающееся свидетельствования честных мощей преподобного Александра Чудотворца и послал ему в благословение отрезанную часть схимы святого. Благочестивый Царь и Великий Князь Михаил Феодорович, всея России Самодержец, принял ту часть, как некий драгоценный дар и возрадовался весьма великою радостью, что во дни его царствования Господь Бог благоволил открыть мощи угодника Своего, великого Чудотворца, преподобного Александра. В 7152 году (1644 г. от Р. Х.) повелел устроить серебряную вызолоченную раку, и послал ее в обитель Живоначальной Троицы к преподобному отцу Александру Чудотворцу.
Через некоторое время благочестивая Царица Евдокия прислала покров на многочудесные мощи преподобного Александра, вышитый собственными руками и руками благородных детей ее. На нем вышит образ Святой Живоначальной Троицы и преподобного отца Александра, и украшен он золотом, серебром и бисером с драгоценными камнями.

Мощи преподобного Александра пробыли в монастыре до 1918 года, после чего были вывезены большевиками и считались утерянными.

Второе обретение мощей

Поиск мощей преподобного уже в наше время был основан на вере в то, что мощи святого, лицезревшего Святую Троицу, не могли быть уничтожены никакими адскими силами; на вере в то, что они находятся под особым покровительством Господа.

Поиск начался с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Для того чтобы выяснить, где находятся мощи, пришлось потрудиться во многих архивах Санкт-Петербурга и Москвы, тщательно были проверены описи фондов петербургских музеев и их архивы.

Прежде всего, была рассеяна легенда о пребывании мощей в Казанском или в Исаакиевском соборах, ставших после переворота 17 года музеями. При проведении архивного поиска мощей святого преподобного Александра Свирского установлено, что основная часть документов в ходе кампании по ликвидации, фальсификации и дискредитации мощей святых была утрачена или намеренно уничтожена.

Что все же удалось узнать?

Власть большевиков установилась на севере — в Петрозаводске, Олонце, Лодейном Поле — 5 января 1918 года. Из тех архивных материалов, которые врагами Церкви не были уничтожены, мы знаем подробности развернувшейся в те дни трагедии.
Первыми, 6 января были поруганы и пленены именно мощи преподобного Александра Свирского. Шесть раз большевики подходили к мощам святого, и только после этого вывезли их из монастыря — видно, сковывал их благоговейный страх перед святыней.

При монастыре действовал «Союз охраны церквей и часовен». Для расследования деятельности этого Союза в апреле 1918 года был послан отряд из 50 человек, в задачу которых входил арест «главарей Союза». Настоятель монастыря архимандрит Евгений был арестован в Олонецком ЧК, куда он был вызван повесткой. Вместе с ним был арестован казначей монастыря иеромонах Варсонофий и иеромонах Исайя.

Они вышли из монастыря, еще не зная, что больше в него не вернутся. В олонецкой тюрьме в ночь с 29 на 30 октября 1918 года они были расстреляны.

Когда ситуация в стране и в Олонецком крае для большевиков стала очень трудной,  судьбу мощей святого Александра нужно было решать как можно скорее.

После того как было выяснено, что мощи — это не «восковая кукла» и не «скелет в тапочках», а подлинная нетленная святая плоть, большевики начали кампанию по сокрытию мощей

Гроб с мощами был доставлен в Лодейное Поле, где помещен в опечатанной часовне при больнице. Местный Чрезвычком не решался определять судьбу мощей самостоятельно, в Центр был послан запрос — «не найдет ли центр останки преподобного исторической реликвией и, если найдет их таковой, то власти препроводят их во гробе в г. Петрозаводск и приобщат его в местном историческом музее, если же нет, то распорядится поступить с ними по своему усмотрению». Были обнаружены материалы, косвенно подтверждающие отправку мощей в Петроград в 1919 году.

О сокрытии мощей, в частности, свидетельствует и тот факт, что одновременно с истинными мощами представителями ЧК были пущены в ход подставные мощи, вид которых не соответствовал их историческому описанию. Документы об этих лжемощах хранятся в архиве Городской Судебно-медицинской Экспертной службы.

Подлинные мощи были переданы в ведение Наркомздрава. В архиве ЦГА имеется документ из Комиссариата здравоохранения от 18.02.1919 г., свидетельствующий о том, что мощи проходили судебно-медицинскую экспертизу. Судебно-медицинский подотдел находился при Обуховской больнице, которая с 1914 года работала в режиме военного госпиталя.

Известно, что 14 февраля 1919 г. во время кампании по ликвидации мощей, Наркомом Юстиции была выпушена директива о размещении мощей в музеях.

Единственным фундаментальным анатомическим музеем был музей в ВМА. По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии Военно-Медицинской Академии, в годы революции в их музее появился экспонат, который так и оставался незарегистрированным в скрупулезно составленных каталогах.

Незарегистрированность «экспоната» в таком музее, каковым был анатомический музей в ВМА, было явлением исключительным. Для того чтобы сокрыть мощи, было сделано все.

Вероятно, тут действовала не только злая воля Центра, но и добрая воля заведующего кафедрой В. Н. Тонкова, который по своим убеждениям не был «воинствующим безбожником». Он мог постараться сделать так, чтобы про мощи просто забыли.

Так или иначе, но результаты архивных поисков, которые проводили насельницы Покрово-Тервенического монастыря по благословению духовника монастыря — игумена Лукиана (Куценко), привели их участников в декабре 1997 года в стены Военно-Медицинской Академии. После этого начались долгие месяцы проведения освидетельствования, которое должно было выяснить, является ли обнаруженный «анатомический препарат» честными мощами преподобного Александра Свирского.

Но еще до того, как к работе приступили антрополог, стоматолог, анатомы, химики и историки, что называется «невооруженным взглядом» можно было увидеть удивительные совпадения между тем описанием, которое было составлено при первом обретении мощей преподобного Александра, и тем «экспонатом», который обрели в ВМА.
Вот фрагмент описания 1641 года: «Иерарх снял схиму с головы и параман, раскрыли перси и руки преподобного и удостоверились в нетленности тела и в том, что это были мощи первого игумена Свирской обители преподобного Александра. Тело оказалось неистлевшим и из-под аналафа видна была часть бороды, ноги же лежали как у новопочившего: правая плюсною кверху, а левая обращена в сторону. Лицо Преподобного казалось не мертвым, как у других людей, а как бы живым, показывая его душевную чистоту и награду, полученную им от Бога».
Итак, тело преподобного Александра — что бывает крайне редко и только с великими святыми — было полностью неистлевшим. Особенно поражает нетление лица святого. То, что у обычного человека подвергается тлению в первую очередь — мягкие ткани губ, носа и ушей — все нетронуто тлением.
Потрясающее совпадение в процитированном описании мощей преподобного Александра с летописными источниками подтверждается и необычным положением ступней: правая стопа опирается на свод левой, то есть «правая смотрит вверх, а левая – в сторону», «ноги лежат, как у недавно почившего». На это необычное положение ног обратили внимание монахи при первом обретении мощей.
Преподобный Александр послал уверение своим почитателям, что они не обманулись в поисках, еще до окончания работы экспертов. Когда было получено разрешение на то, чтобы отслужить молебен в здании СМЭС, где находились в то время святые мощи, и молебствие было совершено, то все присутствовавшие пережили великое потрясение. Мощи начали обильно мироточить.

Преподобный, как будто ответил обратившимся к нему с молитвой: «Я вас слышу. Это – я».
Обратимся к материалам освидетельствования. Первое, что сразу же опровергли ученые — это версию об искусственной мумификации. Акт освидетельствования, однозначно говорящий о естественной мумификации, подписан ведущими специалистами ВМА: начальником кафедры нормальной анатомии — профессором И. В. Гайворонским и доцентами М. В. Твардовской и Л. П. Тихоновой

Традиционно главным аргументом при освидетельствовании святых мощей (а таковые проводились неоднократно) является антропологическая экспертиза. Антрополого-иконографическое исследование мощей преподобного Александра Свирского было проведено ведущим сотрудником Музея Антропологии и Этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук Ю.М. Беневоленской. Объем исследования — 45 страниц машинописного текста.

В облике святого Александра ярко выразились черты его народности: небольшая высота головы (то есть череп круглый, а не вытянутый, как изображают обычно преподобных), лоб не высокий, а широкий и не выступаюшие по сторонам лица скулы, клиновидность нижней половины лица, особенна форма носа (чуть выпуклая спинка носа в средней части и приподнятый кончик). К вепсским особенностям относится также сравнительно небольшой рост и ослабленное развитие волосяного покрова. Как сказано в житии Преподобного, «бороду имел широкую и долгую, но редкую». Неоднократно антрополог подчеркивает, что «сохранилась не только прижизненная моделировка, но и кожа лица — не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком».

Даже краткий пересказ того, что выявило освидетельствование мощей преподобного Александра, поражает изобилием подтверждений их подлинности.

30 июля 1998 г. по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира святыня была открыта для поклонения верующим. Четыре месяца пребывала она в храме святых мучениц, нескончаемый поток паломников посетил подворье Покрово-Тервенического монастыря — небольшой храм на окраине города. Как смиренный паломник, приехал к мощам 17 августа 1998 года и Святейший Патриарх Алексий.

В тот день в своем слове к народу Его Святейшество сказал:

«Я думаю, что обретение и возвращение мощей преподобного Александра Свирского в это непростое время — милость и благословение Божие. И дай Бог, чтобы каждый, кто приходит к этим святым мощам, получил бы душевное укрепление и поддержку. И чувствовал, что преподобный своими молитвами помогает нам нести свой жизненный крест». 

В настоящее время мощи преподобного Александра Свирского находятся на своем историческом месте — в Преображенском соборе Свято-Троицкого Александра Свирского мужском монастыре.

Подготовил Владимир Хохлев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *