Митрополит Варсонофий: «Двери храма открыты для каждого»

Интервью опубликовано в Международной газете «СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 20 века» №8 (498), апрель 2018. 

 

Накануне Светлой Пасхи Варсонофий, митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский, Управляющий делами Московской патриархии, дал интервью нашей газете. Владыка говорил о взаимодействии Церкви и мира, о роли либеральной общественности в дискредитации РПЦ, о православных СМИ и возвращении Церкви храмов, о крестных ходах и современном искусстве.  

Беседовал Владимир ХОХЛЕВ, журналист (Санкт-Петербург)  

 

— Владыка, Ваша оценка современного взаимодействия Церкви и мира.

— В первую очередь, следует ответить на вопрос, что есть современный мир, ведь по природе он очень разный и неоднородный, — как и сам человек. В нем присутствует как доброе, божественное начало, так и грех, искажение божественного начала, которое иногда рассматривается как естественное состояние. Церковь выступает против такого искажения, против греха – это касается вопросов общественной и личной жизни, отношения к ценностям, в том числе, такому важному институту как семья.

Есть люди, которые не разделяют такую позицию, открыто выступают против нее. Со всеми кто готов вести диалог, следует его вести, делая это с уважением и пониманием, используя это как повод для проповеди Евангелия и свидетельства о Христе. Однако, если этого не получается, мы можем примером собственной жизни, совершаемыми добрыми делами дать еще более убедительный ответ.

— Почему после всплеска интереса к Церкви в 90-е годы, в настоящее время наблюдается рост негативных настроений по отношению к РПЦ?

— Девяностые годы были временем серьезных перемен в разных сферах жизни нашей страны, это коснулось и отношения к православной Церкви, которая спустя десятилетия притеснений и гонений получила возможность свободно проповедовать и исполнять свою миссию приведения людей к Богу. В то время интерес к религии, ввиду резко наступившей свободы, был подобен порыву ищущего истину сердца – но для созревания веры нужна осознанность, воцерковленность, постоянная практика церковной жизни. Регулярно участвовать в богослужениях и таинствах, стараться жить согласно евангельским заповедям, творить добрые дела – это необходимо для того, чтобы стать полноценными членами Церкви.

В последнее десятилетие роль Церкви в жизни нашего общества увеличилась. И, так называемая дискредитация, связана с неприятием некоторыми людьми этого положения.

Однако те, кто является постоянными прихожанами, осознанно называют себя православными христианами, так же наполняют храмы своей молитвой, вне зависимости от волны негативного информационного шума или высказываний отдельных критиков.

— Ваше видение роли либеральной общественности в дискредитации Церкви, в умалении ее влияния на общественную жизнь.

— Не следует вешать ярлыки и политизировать ситуацию.

Действительно, есть люди, которые стремятся, показать Церковь с негативной стороны, выставить ошибки Ее отдельных представителей за некую норму, и создать, таким образом, отвечающий их взглядам «образ Церкви». Но это, скорее относится к области их мировоззрения, чем к политическим взглядам.

Церковь не вмешивается в политические процессы, она находится над политикой, потому что объединяет в себе людей разных взглядов и мнений, но единых верой в Господа Иисуса Христа, тех, кто ставит на первое место ценность жизни вечной.

— Достаточно ли, по вашему мнению, в Санкт-Петербурге храмов?

— Исторически в Петербурге, как столице Российской империи, было построено много храмов, — но это количество осталось в реалиях начала прошлого столетия. В советский период большинство из них было уничтожено, перестроено или использовалось в неподобающих целях.

Милостью Божией, в настоящее время многие храмы переданы Церкви, общими усилиями проведены масштабные реставрационные работы, а самое важное – возрождена молитвенная и богослужебная жизнь, возвращено главное назначение – быть Домом Божиим.

Однако в новых районах, созданных и развившихся в советскую эпоху, храмов не хватает, хотя есть желание и местных жителей и инициатива епархии. Все еще возникают сложности с выделением земельных участков и их оформлением, — но это решаемая проблема, ведь главное – это искреннее желание построить храм, а Господь благословляет такое доброе намерение.

— Ваше отношение к современным православным СМИ. Какие информационные ниши еще не заполнены?

— Сегодня мы живем в так называемый информационный век. Он не только открывает возможности для доступа к почти неограниченному количеству информации, но и предполагает многие соблазны.

Кто обладает определенной информацией, тот может передавать ее огромному количеству людей в кратчайшие сроки, — но она не обязательно будет объективной и правдивой, это остается на совести распространителя.

Церковь должна развивать свои средства массовой информации, выходить в этом на новый уровень – это касается не только технической стороны вопроса, освящения церковных мероприятий в интернете, но и развития православной журналистики, которая смогла бы достойно отстаивать свою точку зрения в интернет-дискуссиях, отвечать на вопросы в социальных сетях.

Церковные СМИ должны сотрудничать со светскими масс-медиа, предоставлять им актуальную информацию о церковных событиях, которые еще не нашли своего освещения.

— Какие объекты в вашей епархии вернутся к РПЦ в ближайшее время? Какие их утраченные функции возродятся?

— У храма есть главная функция, о которой Господь Иисус Христос сказал в Евангелии, и, которую, мы можем прочитать на фронтоне Исаакиевского собора в Петербурге – «храм Мой храмом молитвы наречется». Это Евангелие от Матфея.

Остальное, при всей своей важности – а это и значение как культурного памятника, и эстетическое измерение архитектуры, тем более функция музея, как хранения произведений искусства, — это все-таки второстепенно.

При передаче храмов Русской Православной Церкви возрождается именно функция храма – регулярное богослужение, совершение таинств, формируется приход, на котором ведется духовно-просветительская и социальная работа.

Это не означает, что доступ в храм закрывается для иноверцев или людей, которые хотят оценить его лишь как культурный объект – наоборот, вход неограничен, двери храма открыты для каждого приходящего.

— При передаче Смольного собора РПЦ говорилось, что это будет студенческий храм. Так и стало? Приход храма сложился? Вы довольны его деятельностью?

— Возвращение Смольного собора, храма всех учебных заведений – это восстановление исторической справедливости и того статуса, который был за ним закреплен еще в позапрошлом веке. Приход еще формируется, это всегда занимает определенное время, однако уже сейчас ведется активная работа по привлечению молодых людей, студентов, которые, как мы видим, в большом количестве посетили этот храм в день памяти мученицы Татьяны, 25 января этого года. В здании собора действует воскресная школа, готовятся масштабные работы по воссозданию внутреннего убранства и иконостаса. Главное, что храм вновь стал храмом, в нем регулярно совершаются богослужения, он выполняет свою функцию – приводит людей к Богу.

— Такие мероприятия как крестный ход в день Александра Невского, молодежный квест «Романовские дни» и другие, проводимые РПЦ в Санкт-Петербурге получают большой общественный резонанс. В этом заслуга митрополии или просто наш культурный город не равнодушен к духовной жизни?

— Надо помнить, что перечисленные мероприятия проводятся не ради большого общественного резонанса, не ради новостей и статистики. Цель крестного хода в день святого благоверного князя Александра Невского, 12 сентября — совместная молитва петербуржцев своему небесному покровителю. То, что это проходит при таком стечении жителей города, говорит о значимости православной веры в их жизни, ведь человек показывает свое неравнодушие живым участием, в реальных делах.

Часто такие мероприятия – крестные ходы, общегородские молебны, фестивали – предлагаются верующими, простыми прихожанами, молодежью. И это, конечно, показатель важности для нашего города духовной жизни и православной веры.

— Ваше мнение о современном искусстве. Что в нем, на ваш взгляд, противоречит христианским нормам? Как быть художнику, стремящемуся сказать \свое новое слово в искусстве? Приведите, пожалуйста, примеры, художественных произведений, достойных общественного внимания.

— Искусство – это одно из проявлений деятельности человека, его творческого потенциала. Созданные по образу и подобию Божиему, мы обладаем «творческой искрой», можем создавать, и дело наших рук может быть угодно Богу. Однако созданное не должно становится вызовом Богу и установленным Им законам, нарушением той гармонии, которое, как известно, вызывает грех.

Если искусство ставит своей целью показать красоту Божьего мира, окружающее нас добро, тогда оно поддерживается Церковью. Но само по себе искусство не должно являться целью жизни человека, эстетика не может существовать ради эстетики, оно должно быть направлено к чему-то большему, к источнику нашей творческой силы, то есть к Богу.

Есть замечательные примеры искусства – в живописи, музыке, литературе, которые мы видим даже в храмах – это и фрески, песнопения, духовная поэзия – псалмы. Многие святые были известны созданными произведениями искусства – примером может служить новомученик, митрополит Петроградский Серафим (Чичагов), который был не только известным иерархом, но живописцем и музыкантом.

Таким образом, важно каким содержанием наполняется форма, а не наоборот.

 

Санкт-Петербург, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *