Монастыри Метеоры в Греции

С истоков христианства служение Богу в пустынных, заброшенных местах, вдали от соблазнов и повседневной суеты мирской жизни было одним из самых трудных – и в то же время очень почитаемых – способов спасения.

Величие месторасположения Метеоров, его естественная природная безопасность, упорный и рискованный труд монахов-отшельников позволили в течение нескольких веков создать крупную  монашескую общину с множеством монастырей, которые в 1988 году были включены в список объектов всемирного наследия.  

Метеоры – один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный прежде всего своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован здесь около X века и с тех пор существует непрерывно.

Метеоры расположены на севере Греции, недалеко от реки Пиньос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.

Шесть действующих православных монастырей  расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины.

Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Из каменистого дна доисторического моря, в результате воздействия воды, ветра и перепадов температур выросли массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).

Сейчас этим словом обозначается комплекс монастырей и скитов, которые и вправду почти витают в небесах. Воздвигнутые на скалистых вершинах поразительной крутизны, они словно бы смотрят через долину Пиньоса на просторы древней Эллады. До 1920 года редким посетителям приходилось либо взбираться сюда по шатким и ненадежным приставным лестницам высотою в 30 метров, а то и больше (лестницы эти при малейшей опасности втаскивались наверх), либо вообще совершать подъем на канате, раскачиваясь на головокружительной высоте в плетеной веревочной сетке.

Снабжение монастырей и по сей день осуществляется с помощью таких сеток. Но после Первой мировой войны, когда монастыри стали привлекать все больше туристов, сюда из Каламбаки проложили новую дорогу. Сейчас до монастырей можно добраться по серпантинам вырубленных в скалах ступеней и по переброшенным через бездонные пропасти шатким подвесным мостам. Правда, многие монахи, опасаясь суетных вторжений мирской жизни в аскетический монастырский быт, покинули свои кельи и сегодня Монастыри Метеоры – это скорее музеи, нежели монашеские общины.

Большинство монастырей были мужскими, но есть и несколько женских. К одному из них, монастырю Стефанос, можно пройти только по подвесному  мосту.

История

По преданию, первые отшельники поднялись на эти каменистые и неприступные, отрезанные от мира скалы задолго до X века. Они жили в пещерах и в скальных углублениях, а рядом основывали небольшие площадки, так называемые «молельные места» для совместного совершения молитв и изучения духовных текстов. Однако для участия в богослужениях и церковных таинствах отшельникам приходилось спускаться в старую церковь Архангелов в городе Стаги, а позднее во вновь построенную церковь Богородицы.

Как считает большинство исследователей Метеоров, первым отшельником был некий Варнава, который в 950970 годах построил старейший скит Святого Духа. Затем последовало возведение Преображенского скита (1020 год) критским монахом Андроником, а в 1160 году был сооружён скит Стаги или Дупиани. Основание этого скита положило начало организованному монашескому «государству» и общинной монастырской жизни.

Монахи и посетители могли попасть в монастыри только по подвесной лестнице либо с помощью других монахов, которые поднимали их в специальных сетках. Таким же образом на вершину скал доставлялись все строительные материалы, необходимые для возведения монастырских строений, а также продукты питания и другие необходимые для монастырской жизни вещи.

В течение двух-трех веков Метеоры жили в атмосфере мира и спокойствия, но в XIII веке начались вторжения крестоносцев, сербов, албанцев и турок, стремившихся захватить Фессалию.

В 1334 году в Метеоры прибыл монах Афанасий, изгнанный со Святой горы Афона нашествием корсаров, сопровождаемый своим духовным пастырем Григорием. Они обосновались на столпе Стаги («Столп Капель») и прожили там около 10 лет. Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, имел единственную цель — создание хорошо организованного монастыря по подобию афонских. Он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на «Платис Литос» (широкий камень) — гигантскую скалу высотой 613 метров над уровнем моря (413 над уровнем городка Каламбака) начав поистине титаническое для той эпохи дело — строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря «Великий Метеор».

Святым Афанасием впервые были определены правила поведения, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах. Считается, что именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры».

Монастыри Метеоры складывались из камня, покрывались красной черепицей. Как правило, в них устраивались  деревянные галереи, нависающие над бездонными провалами скалистых склонов. Внутри монастырей размещались множество тесных монашеских келий. В скалах вырубались ниши для цистерн, куда собирали питьевую воду.

Расцвет монашеской страны приходится на XVI век.
В XV–XVI столетиях, когда Фессалия была захвачена турками, в этих местах возникло свыше тридцати новых монашеских общин. Однако в XVII–XVIII веках начался медленный, но неуклонный упадок монашества, и большинство общин распались.

Наконец, в XIX веке на Монастыри Метеоры начали обращать внимание первые любопытствующие путешественники, и с тех пор они привлекают к себе все больше посетителей.

Преображенский монастырь

Мужской монастырь Преображения Господня, известный также как Великий Метеор, расположен на самой высокой и большой по площади скале (6 га). Основан Афанасием Метеорским около 1340 года.

Главный собор монастыря – Преображенский собор –  построен в 1388 году по подобию Афонских храмов, крестообразный в плане с двенадцатигранным куполом, высотой 24 метра и с апсидами по бокам. Придел опирается на четыре колонны, все стороны которых, также как и потолок, покрыты фресками на религиозные сюжеты со сценами мучения святых. В северной части придела располагается захоронение основателей монастыря преподобных Афанасия и Иоасафа, а рядом изображены их аскетические образы, держащие в руках монастырь.

Иоасаф расширил Преображенский собор, украсил его иконами и обеспечил необходимыми священными сосудами.

В 1484 году собор был восстановлен и заново расписан, о чём свидетельствует надпись на южной стороне алтаря. Дошедшая до нас роспись собора фресками высокого художественного уровня была выполнена в 1552 году неизвестным мастером. В 1791 году для собора был изготовлен деревянный резной иконостас с позолотой, украшенный фигурками животных и растений.

В храме находится большое количество ценных икон XIVXVI веков, а в бывшей трапезной расположен музей монастырских драгоценностей.

Среди сокровищ монастыря особо выделяются: древнейшая по времени греческая рукопись 861 года; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры одного из основателей монастыря; часть Золотой буллы с подписью императора Андроника Палеолога; полностью расшитая плащаница XIV века; четыре иконы XVI века: Рождество Христово, Распятие Христово, Страсти Христовы, Богоматерь Скорбящая.

У входа в монастырь находится полуразрушенный скит святого Афанасия. Это маленькая постройка, затерянная в скале. Там в пещере жил основатель монастыря, а позади от входа находятся небольшая часовня и склеп.

Для более безопасного подъёма в монастырь в 1922 году в скале были прорублены ступени, но сетка до сих пор используется для подъёма провизии и других необходимых для жизни монастыря предметов.

Монастырь Варлаама или Всех Святых

В середине XIV века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его смерти все помещения оставались необитаемы долгие годы.

В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатного рода Апсарадов из города Янина, до этого прожившие семь лет на столпе Предтечи в Преображенском монастыре (Великий Метеор), поднялись на скалу с единственной целью — отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей, построенную Варлаамом.

Однако братья после восстановления церкви остались на скале и постепенно к ним присоединились другие монахи, число которых к середине XVI века достигло 30 человек.

В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь с двумя куполами (по подобию Афонских церквей), посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря. После смерти братьев — Феофана в 1544 году, а Нектария в 1550 году, монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни.

Церковь Трех Святителей, однонефная базилика, при её последнем восстановлении в 1627 году была расписана схимником Ефремом Сирийским, одним из самых известных насельников монастыря, плодотворным церковным автором.

Церковь Всех Святых также богата украшена фресками предположительно кисти Франгоса Кателаноса – живописца критской школы, многие работы которого находятся в Великой Лавре Афона. Также в церкви имеется несколько мозаик из слоновой кости и перламутра. В юго-восточном углу притвора находится захоронение основателей монастыря Нектария и Феофана.

В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить переносные иконы поствизантийского периода, а также Евангелие императора Константина Багрянородного

Монастырь Святой Троицы

Скала, на которой стоит мужской монастырь Святой Троицы, представляет собой наиболее впечатляющий вид Метеор: утёс высотой 400 метров, у подножья в глубине лежит русло реки Пиньос, а над ней – вершины поросшего лесом горного хребта Пиндос.

Точных данных об основании монастыря не сохранилось, он был построен где-то в период с 1458 по 1476 год. Также достоверно неизвестно, является ли упоминаемый в монастырских хрониках монах Дометий его основателем.

В 1925 году при игумене Никандре в скале прорубили 140 ступеней, которые вслед за тропинкой у подножья скалы ведут в монастырь. При подъёме у входа в монастырь находится вырубленный в скале маленький храм Святого Иоанна Предтечи. Он был построен и расписан в 1682 году монахом Никодимом, о чём свидетельствует надпись над входом с внутренней стороны здания, прочитанная французским археологом XIX века Л. Хозе. Вероятно, до того как были пробиты ступени, здесь было место затворничества какого-то схимника.

В северо-западной части монастыря находится кафоликон, посвящённый Святой Троице. Это маленький собор в византийском стиле, крестообразный, с двумя колоннами, низким куполом, состоит из центральной части, притвора и ризницы. Согласно имеющийся в соборе надписи фрески в нём были выполнены в 1741 году священнослужителем Анатолием и его родным братом Никодимом. Придел перекрыт полусферическим перекрытием, над внутренней частью двери имеется надпись, которая сообщает, что собор построен в 1689 году, а первый раз расписан фресками в 1692 году. Справа от алтаря расположена ризница, большинство сокровищ которой были расхищены во времена иностранных завоеваний неизвестными варварами вместе с монастырскими колоколами.

Удалось сохранить 26 старинных икон, которые в настоящее время находятся в монастыре Варлаама, а также 40 рукописей, которые переданы в монастырь святого Стефана.

Монастырь Русану или святой Варвары

Время создания монастыря Русану или Арсани и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом. Точно известно, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора выходцы из Эпира — братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного.

Монастырь неоднократно расхищался. Те его реликвии, которые дошли до наших дней, хранятся сейчас в Преображенском монастыре (Великий Метеор).

В 1940 году монастырь пришел в упадок и лишился своих насельников.

С 1950 года в течение 20 лет старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря, которое в настоящее время в обновленном виде действует как женский монастырь, получивший свое второе название в честь святой Варвары.

Кафоликон монастыря – церковь Преображения с нетипичным алтарем, обращенным к северу, представляет собой двустолпное крестово-купольное сооружение с притвором. Церковь была расписана в 1560 году неизвестными иконописцами критской школы. Эти росписи не были записаны в последующие века и сохранились в хорошем первоначальном состоянии. Исключительную ценность представляют собой фрески притвора – страдания святых и «Восшествие на престол» – многофигурная композиция с ангелами, душами усопших и огненной рекой ада.

Также большую ценность представляет деревянной резьбы с позолотой иконостас.

Монастырь святого Стефана

Монастырь Святого Стефана – самый богатый из метеорских монастырей. Он расположен на огромной скале, возвышающейся над городом Каламбака. Вход в монастырь наиболее доступен и осуществляется по единственному пешеходному мосту длиной 8 метров.

На каменной арке над входом в монастырь до 1927 года сохранялась замурованной плита с надписью «6770 год. Иеремия», которая означает, что некий отшельник по имени Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения мира, т.е. в 1192 году от рождества Христова. Предположительно, этот отшельник и другие монахи соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и построили маленькую часовню святого Стефана.

Основание самого монастыря относится к концу XIV века. Он был построен Анатолием Катакузиносом и Филофеем Сиатинским, чьи образы запечатлены в маленькой церкви на территории монастыря. В 1545 году константинопольский патриарх Иеремия I провозгласил монастырь ставропигальным и вывел его из-под юрисдикции епархии Стаги.

В 1798 году была сооружена церковь святого Харлампия – кафоликон монастыря. Церковь большей частью не расписана, иконостас выполнен в технике резьбы по дереву и украшен позолоченным крестом.

В конце XIX века монастырь населяли 31 монах, но к 1960 году он почти опустел.

В 1961 году монастырь был преобразован в женский и сегодня процветает.

Его трапезная используется для экспозиции монастырских реликвий, к наиболее ценным из которых относятся: дискос с потиром (1631 год); множество переносных икон XVIIXVIII веков; рукопись Божественной литургии 1404 года, написанная одним из основателей монастыря.

Монастырь ведёт большую просветительскую работу в области возрождения византийской музыки, проводит обучение в области иконографии.

Монастырь Святого Николая Анапавсаса

Монастырь святого Николая Анапавсаса, называется также Радостным.

Время основания монастыря точно неизвестно, предположительно, первые монахи появились на этой скале в XIIXIII веках. Основание монастыря приписывается монаху Никанору, имевшему фамилию Анапавсас, которая и вошла в название монастыря. Впрочем, не исключено, что эпитет Αναπαυσάς (успокоитель) связан с самим монастырём как местом, дающим душевный и физический покой монахам и гостям монастыря.

Небольшая площадь скалы, на которой расположен монастырь, вынудила монахов разместить храмы, кельи и подсобные постройки на нескольких уровнях, что создаёт впечатление лабиринта.

На первом уровне расположена маленькая церковь, посвящённая святому Антонию. Её алтарь имеет площадь всего 4 квадратных метра и может вместить только одного священнослужителя.

На втором уровне расположен собор святого Николая — кафоликон монастыря. Собор построен в форме прямоугольника без окон и увенчан низким куполом, при этом притвор собора столь просторный, что создаётся впечатление, что изначально он был построен как монастырский двор. Алтарь вынужденно обращён на север. Стены собора украшены фресками Феофана Стрелидзаса, выдающегося иконописца критской школы. Собор святого Николая был построен около 1527 года на средства митрополита города Ларисы Дионисия и иеромонаха и экзарха Стаги Никанора, о чём свидетельствует надпись, находящаяся над входом в собор.

На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, используемая как приемная для почетных посетителей, маленькая церковь святого Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов.

Подготовил Владимир ХОХЛЕВ 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *