Женский вопрос в материалах Президентской библиотеки

Международный женский день ежегодно отмечают во многих странах.

Решение о проведении этого праздника было принято в 1910 году в Копенгагене по предложению немецкого политического деятеля, активного борца за права женщин Клары Цеткин. Однако дата 8 марта была единогласно принята женщинами мира только спустя четыре года. К этой договоренности присоединилась и Россия.

В фонде и на портале Президентской библиотеки содержатся цифровые копии редких материалов, посвящённых борьбе за равноправие полов.

Вот, например, отрывок из сочинения Цеткин «Экономическое положение женщины» (1897), ознакомиться с полной версией которого можно на портале Президентской библиотеки: «Эгоизм мужчины, грубое насилие сильнаго не допускали расширения социального влияния женщины. Держали женщину в крепких цепях… Положение женщины всегда было сходно с положением промышленных работников; как эти последние она всегда была несамостоятельна и лишена прав. Права и обязанности греческой и римской „матроны“, по существу, соответствовали правам и обязанностям домашних рабов».

Интересно, что совсем другая позиция у председателя Совета Союза русских женщин Марии Дитрих. В своём исследовании «Русская женщина великокняжеского времени» (1904) она отмечает, что в древности – особенно на Руси – женское начало стояло едва ли не выше мужского: «Образ русской девушки или женщины представляется в очень ярких и сильных чертах; она – равноправный член общества, владеющая чарами красоты и любви, смелая и удалая, обладающая иногда даже даром пророчества, возводившаяся в культ, как вещая дева, существо полумифическое».

При этом автор подчёркивает: такое понятие, как брак по расчёту, которое знакомо не понаслышке её современницам, в дохристианские времена отсутствовало в принципе: «Среди песен, плясок и игр завязывалась, свободно и просто, взаимная любовь, составлялась будущая семья и девушки были также свободны в выборе себе мужа, как и юноши – жены».

Существует расхожее мнение, что во все времена за права женщин боролись исключительно они сами. Однако это совсем не так. Убедиться в этом также поможет электронное собрание Президентской библиотеки.

Например, в 1906 году в Государственной думе право женщин на обучение отстаивал юрист и депутат Лев Петражицкий. В своей речи «О женском равноправии» (1915), текст которой доступен на портале Президентской библиотеки, он также заявил о необходимости реформирования порядка наследования и правил занятия государственных должностей: «Дочь при наследовании вместе с сыновьями после отца или матери получает только 1/14недвижимаго и 1/8 движимаго имущества, а в боковых линиях женщины, при наличности мужчин, например, сестры при братьях и т. д., ничего не получают… Это противное совести и деморализующее право должно быть немедленно заменено справедливым, равным правом… Укажу на необходимость полнаго допущения женщин к приобретению образования, в том числе университетскаго, и к занятию государственных должностей. Россия не слишком богата просвещёнными дельными силами… Весьма важно создать и привлечь к делу кадры просвещённых работников. Их, конечно, тем легче добыть, чем больше выбор, чем меньше всяких преград, недопущений, ограничений».

О том, где находятся истоки ущемления женских свобод, учёные спорят до сих пор. Многие винят в этом «византийские традиции», которые пришли на Русь вместе с христианской верой. Но эти же эксперты признают: не всё так однозначно. Вот что об этом пишет Мария Дитрих в вышеупомянутой книге «Русская женщина великокняжеского времени»: «С принятием христианства положение русской женщины ухудшилось сравнительно с языческой свободой и равноправностью, но значение ея, в силу ея нравственнаго превосходства, увеличилось, так как, в лице монахини, она проявила много подвигов высокаго самоотвержения, много стремления к идеалам чистоты и непорочности; она съёжилась, ушла от обвинений под сень новой религии и, как прежде горячо и страстно предавалась обычаям языческаго культа, так теперь беззаветно отдалась служению этой новой религии, почувствовала в себе новую силу, нравственную, силу терпения, преданности долгу и самоотвержения».

В свою очередь, известный русский богослов протоиерей Николай Благоразумов считает, что христианство помогло остановить угнетение женщины в нашей стране. Об этом подробно можно прочесть в книге «Права и значение женщины в историческом их проявлении» (1880): «Христианство сняло с женщины печать отчуждения и унижения и приобрело ей полное право на уважение и доброе сочувствие, засвидетельствовав и освятив всесторонность ея человеческих достоинств и нравственных сил, которыя не только не уступают мужским, но в иных случаях и отношениях жизни способны даже превзойти их».

По-настоящему выход женщины на новый социальный уровень состоялся уже при советской власти. Одним из приоритетов внутренней политики нашей страны в 30-е годы XX века стало наделение гражданок такими правами, каких даже не имели представительницы прекрасного пола в других государствах. Вот что сообщается в издании «Женщина в СССР и странах капитала» (1938): «Советская женщина – самая свободная и самая счастливая женщина в мире. Великие права и свободы, действительное и фактическое равноправие советской женщины во всех областях государственной, хозяйственной, культурной и общественной жизни обеспечивается прочной незыблемой экономической базой, созданной в результате торжества социализма в нашей стране».

…Сегодня уже никому не приходится удивляться женщине-врачу, женщине-политику, женщине-космонавту. Буквально за несколько десятилетий человечество в целом и Россия в частности сделали огромный шаг вперёд в решении наболевшего женского вопроса, корни которого уходят вглубь веков. И работа в этом направлении не прекращается до сих пор.

Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *