Андрей ШАЦКОВ
Москва, Руза
УСПЕНЬЕ ЛЕТА
«Скоро осень, за окнами август…» – слова этой задушевной песни почему-то неотступно начинают звучать в сердце ещё с середины месяца, названного в честь римского императора Октавиана, которому римский сенат преподнёс титул Августа, т.е. «возвеличенного Богами».
А у славян этот месяц назывался серпень, потому что в эту пору жнут хлеб. «Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь». Август – золотой закат лета. Славен август двунадесятым православным праздником, именуемым Преображение Господне (19 августа) в честь чудесного явления Преображенного во всей божественной силе Христа трём его ученикам – Петру, Иакову и Иоанну на горе Фавор.
В конце своей земной жизни Христос открыл своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на кресте и воскреснуть. Он возвёл троих апостолов на гору, лицо его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета – Моисей и Илия – явились и беседовали с ним, а из светлого облака раздался голос Бога Отца: «Сей есть сын мой возлюбленный…».
Жители святой земли до сих пор рассказывают, что ежегодно в ночь Преображения над вершиной горы можно видеть светлое облако… Народное название этого праздника – Второй, яблочный Спас. Это был день торжественного освящения плодов, а до Преображения есть яблоки строго запрещалось. Чуть ранее, 14 августа, был Спас Первый – медовый. С этого дня благословлялось вкушение меда первого сбора и начинался Успенский пост, заканчивающийся 28 августа замечательным праздником Успения Пресвятой Богородицы. В этот день уже нет поста. Скорбя по поводу кончины Матери Божией, мы радуемся её Воскресению и Вознесению на небо, где уже нем просто Девой Марией, но царицей Небесной защищает она Святую Русь, которую приняла под свой омофор.
После крестной смерти Христа богородица около 15 лет жила в доме апостола Иоанна Богослова. Ко времени её представления, апостолы на облаках собрались из разных стран в Иерусалим, где, по завещанию самой Богоматери, тело её было погребено на горе Елеонской близ священного города.
Исстари любимый на Руси праздник назывался очень поэтично. В церковных книгах Пресвятую Деву часто именовали Госпожою, отсюда и название праздника – Госпожинки, или просто Спожинки, что, в свою очередь, явно вытекает из окончания жатвы хлебов ко дню Успения.
Но как бы не назывался этот праздник, светлая память об очередном минувшем лете разлита в прозрачном холодеющем воздухе. Начинаются первые осенины. Грядёт третий Спас – ореховый (29 августа), а за ним и Симеон-летопроводец, но об этом уже позднее.
УСПЕНИЕ
И снова август – венценосный гость,
В моем отдельно избранном районе,
Пришел в июле, опершись на трость
Кленовою,
чтоб замереть в проеме
Открытых глаз, упершихся в черту,
Успенья лета и успенья воли,
Познавших бесполезную тщету,
Возвыситься до той, что на Престоле
Средь Горних высей пребывает днесь…
Под омофором пурпура и злата
Желтеет отражённым светом лес
В молчании прощального заката.
До сентября дождливого успеть
Услышать неземного хора пенье.
Чтоб стала продолженьем жизни смерть.
Отмеченная праздником Успенья!
И прозревали вековую тьму
На Елеоне собранные гости:
Елабугу, Елань и Елатьму,
Российские укромные погосты.
Нам всем на них встречаться в скорбный час,
И каждому содеется по вере…
И осыпает жито третий спас,
И зажигает свечи поздний клевер.