Авторы альманаха «ДЕНЬ ПОЭЗИИ — ХХI ВЕК. 2017» — Марианна ДУДАРЕВА

Марианна ДУДАРЕВА

Москва


К 200-летию со дня рождения А. К. Толстого

.
ФОРМУЛА РУССКОЙ ЖИЗНИ В ТВОРЧЕСТВЕ
А. К. ТОЛСТОГО: «КОЛОКОЛЬЧИКИ МОИ…»
Поразительно насыщенными в творческом плане выдались эти два года, которым посвящён альманах «День поэзии», и одним из имён, украшающих его, является имя Алексея Константиновича Толстого. Можно много о нём говорить как о писателе, поэте, драматурге, но сегодня мы представим его как философа, проникшего в тайны русской жизни.

.
Одним из ярких, особенно известных стихотворений, положенных на музыку, является «Колокольчики мои». Этот текст известен в нескольких редакциях. Первая появилась в 1840-е годы и потом претерпела изменения до той, которую хорошо знают сейчас все. Композитором П. П. Булаховым был использован для романса именно последний вариант. Однако некоторые исследователи творчества поэта считают, что в этом тексте нет той смысловой нагрузки, того важного, что было до правок Толстого. Думается, что это не так. Напомним читателю отрывок:

.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые!
Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несёт меня лихой, –
А куда? не знаю!

.
И вот вроде бы, в этой интродукции нет ничего особенного. Литературоведы обращали внимание главным образом на социальное начало и политическую мысль в этом стихотворении, связанные с единением славян:

.
«Хлеб да соль! И в добрый час! –
Говорит державный, –
Долго, дети, ждал я вас
В город православный!»
И они ему в ответ:
«Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних лет
Чаем господина!»

.
Конечно, это есть. Но есть и другое – то, что воспринимается, как само собой разумеющееся. Красивые колокольчики, цветики степные, к которым обращается лирический герой, вдруг топчутся, мнутся. А почему так? Почему «уздой не удержать бег неукротимый»? Неужели не жаль колокольчиков? Жаль, конечно, но дело не в этом. Русский человек всегда идёт туда, не зная куда. И в этой простой формуле, понятной только самому русскому, есть основа стиля жизни и мысли. Этот дурак не так и глуп. Петрушка тоже всех дурачит, околпачивает, но на нём не случайно красный колпак. Этот колпак знаменует амбивалентность мира, весёлый ритуальный хаос, который непременно должен реорганизоваться в Космос. Вспоминается здесь и общество арзамасцев со своим шуточным протоколом, где одним из пунктов было «околпачивание», примеривание красного колпака. Разве молодые поэты просто так это придумали? А. С. Пушкин, кстати, хорошо знал фольклор и изучал «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». Знал и А. К. Толстой хорошо фольклор, отдавая ему огромную дань. Так, в письмах к другу А. М. Жемчужникову он пишет о попытках переделать балладу «Садко», но признаётся, что выходит слабо, так как спорить с народом, его творчеством бесполезно и глупо: «Посылаю тебе переделанную балладу «Садко» <…> Кажется, теперь лучше, потому что нет рассказа, а стало быть, нет бесполезного и опасного соревнования с былиной, которая будет всегда выше переделки» (курсив наш – М. Д.). И ведь в этом тонком наблюдении лежит большая истина, которая потом в фольклористике развернётся в целую дискуссию о разных формах фольклоризма в литературе. Так не стилизация ли перед нами, спросите вы? Да, очень похоже по тону и ритму на фольклорное произведение, но всё-таки мы обращаем внимание на скрытые фольклорные формулы.

.

Конь лихой – это и Сивка-бурка, который мчится во весь опор и дарит герою, Иванушке-дурачку,
сакральные знания. Конь – это и полярное космологическое существо, которое очень много значит, по точному наблюдению С. А. Есенина, для русского мужика, догадавшегося его усадить на крышу своего дома/избы: «только один русский мужик догадался посадить его [коня – М. Д.] себе на крышу». Выходит, не так уж глуп герой А. К. Толстого. Несёт его конь не просто за пределы русской земли (хотя здесь и может угадываться мысль политическая), а за бытовые границы, преодолевая обыденное, простое географическое. Именно с таких формул и начинается удивительное путешествие в «иное царство». Сам А. К. Толстой, конечно, обладая тонким поэтическим чутьем и глубиной познаний в области истории и философии, видимо, неслучайно «упростил» свой текст.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *