Первый городской поэтический конкурс «Читаем Андрея Романова»

Участники конкурса и стихи Андрея РОМАНОВА, выбранные ими

 

Кирилл КОЗЛОВ

Санкт-Петербург

 

Картина называлась: “Тишина»

 

На выставке, победе посвящённой

среди картин, наполненных войной

на том холсте –

снегами убелённый

изображен был город над Невой.

 

И люди, пережившие блокаду,

читали между строчками холста

израненное кружево ограды,

тревожный взлёт Литейного моста.

 

Я думал:

– С ними встретилась наверно

и разговор вполголоса ведёт

их молодость,

вступающая в первый

послевоенный ленинградский год.

 

С блокадниками стоя у картины

постиг я смысл понятья «тишина» –

наш город стал седым,

как пехотинец,

узнавший, что окончилась война.

1975

.
Максим ЕЛАГИН

г. Пушкин

 

Фрагменты памяти

 

В дни, когда со мной не стало сладу,

я уже пешком под стол ходил! –

Репродуктор, выживший в блокаду,

О боях в Берлине сообщил.

 

С той поры, эпохою подхвачен,

я забыл, что значит тишина, –

память детства так или иначе

для меня с войной сопряжена:

 

в ежегодном зареве салюта,

над людьми запруженной Невой,

детства полустёртые минуты

вспыхивают снова предо мной.

 

Пробиваясь словно луч блокадный,

сквозь колодцы проходных дворов

с дровяного склада на Расстанной

приползает пятитонка дров.

 

Нужно папе с силами собраться,

чтоб на зиму печке дать корма,

и дрова в поленницу ложатся,

расточая хвойный аромат.

 

А потом природа хорошеет

и тогда припоминает мать

сорок третий… – Братские траншеи

в ту весну ей выпало копать.

 

Не понять мне было: как же это

именно в разгар любой весны,

умирают старые соседи

от бомбёжек оглохшие с войны.

Апрель 1975


Лиана САЛИХОВА

г. Аша, Челябинская область

Это стихотворение пронзило меня своей трагичностью. Захотелось прочитать и другие стихи о блокаде Андрея Романова. Я живу не в Санкт-Петербурге, но про блокаду Ленинграда знаю. У Андрея Владимировича необычные стихи о блокаде.

 

«На Расстанной улице…»

На Расстанной улице

в доме восемнадцать,

стоя за прилавком в булочной с утра, –

как же так случилось, братцы-ленинградцы? –

Плачет тётя Юля с нашего двора.

 

Горько слёзы капают в полушалок синий.

Продавщица слушает, ахая в ладонь,

как она на Волковом

схоронила сына,

паренька фабричного,

голову – огонь.

 

–   Ну зачем на танцы он

В клуб «Десятилетия»

заглянул, сыночек мой, после десяти?..

– За кого вступился хоть?

– Не сыскать свидетелей…

– Кто ножом ударил-то?

 

На Обводном вечером

долго ль в рукопашной

с чьим-то сердцем встретиться пьяному ножу!

– Как отец вернётся-то,

без вести пропавший,

спросит: где сынок наш?

Что ему скажу?..

1972

 

Зарина ШАЙХОВА

Санкт-Петербург

 

 

«Ленинградская вагоновожатая»

Великая Отечественная война-это трагическая страница нашей истории. Я когда слушаю стихотворения о блокаде,  всегда думаю, а смогла бы я пережить это страшное время? Какую силу духа надо было иметь, что бы находясь в холодном, замерзшем городе еще и работать, учиться да и может даже влюбиться? Стихотворение Андрея Романова  затронуло мое сердце и душу и я хочу его прочитать.

 

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ВАГОНОВОЖАТАЯ

 

Зажёгся сигнал отправленья,

в вагоне толпится народ.

Как тягостно в эти мгновенья

трамвай тебе двинуть вперёд.

 

И снова блокадный трамвайчик

ты станешь в пути вспоминать,

где тот необстрелянный мальчик

свиданье назначит опять.

 

Три кубика в синих петлицах

и глянец хрустящих ремней…

Стираются в памяти лица

ушедших на битву парней.

 

Но фразы признаний неловких

пророческий смысл обретут:

— Мы встретимся?

Я к остановке

девятого мая приду.

 

…Победным салютом расцвечен

давно завоёванный май,

и к месту несбыточной встречи

ты снова торопишь трамвай,

 

и снова считаешь минуты

с тоской на усталом лице

в кольце городского маршрута –

в своём обручальном кольце.

1974

 

Станислав ИГНАТЮК

Санкт-Петербург

 

Я выбрал именно это стихотворение, потому что чувства автора к женщине  очень сильные и нежные, и он смог пронести любовь через года.

 

***

                    В. Рыбаковой

 

Любимая,

я — не историк:

маршрут наугад назови, —

придём мы на лиговский дворик

кварталами Первой Любви.

 

Ничто там не стало иначе,

ни камни фонтана, ни дом;

всё тот же воробушек скачет

и зорко следит за котом,

 

купаясь в асфальтовой пыли

вдали от мостов разводных,

где наши шаги не остыли

в колодцах дворов проходных.

 

Здесь жил я и пробовал мчаться,

стремглав на крылатом коне,

но были девчонки с Камчатской

совсем равнодушны ко мне.

 

И я им, —

то лично, то почтой

таскавший частицы огня, —

теперь благодарен за то,

что они не любили меня,

 

за то, что вдоль улиц вечерних,

где клёны бредут наугад,

как строчки стихов моих первых

их бывшие окна горят.

1976


Александр НИКИФОРОВ 

Санкт-Петербург

 

«Снежная стая»

Интересное стихотворение. Когда я его читаю, то вижу заснеженные поля и рощи, и холмы. И кажется мне, что это я путешествую по бескрайней России. Я слышу в нем мотивы народной песни.

 

СНЕЖНАЯ СТАЯ

 

Вряд ли лунного света осколки

смогут снежную тьму превозмочь…

Мчат сугробы, как белые волки,

вслед составу, идущему в ночь.

 

Спит фельдъегерь.

 

А снежная стая,

завывая поет за окном,

колыбельную песню: «Когда я

(эх!) на почте служил ямщиком… »

И храпят тормоза, словно кони,

под собой осязая мосты.

 

Помнишь, пел я в почтовом вагоне

так, что даже не слышала ты?

 

И в душе мне казалось, не проще

отказаться от музыки слов.

Но ко мне станционные рощи

прибегали с окрестных холмов.

 

Прибегали, чтоб песню подслушать

И концовкой сражен наповал,

ретранслятор развешивал уши

и по свету за нами шагал.

 

Шевели шатунами машина,

кривошипами полночь круши;

льется вновь, как вино из кувшина,

лунный свет в заполярной глуши.

 

И от лунного света хмельная

вьюга глуше, ленивей поет.

Задыхается снежная стая

и под утро от нас отстает.

 

Поднимайся фельдъегерь!

 

Всю ночь ту

крепко спал ты к нагану щекой.

Здесь для нас предстоящую почту

на лошадке привозят гнедой.

 

Круглый год то в санях, то в телеге

ей приходится грузы таскать…

 

Покорми её хлебом, фельдъегерь,

и ладонью ей губы погладь.

 

Галина ПРОХОРОВА

Санкт-Петербург

 

«Праздник».

Тема стихотворения для меня как для педагога близка. Стихотворение красивое и поэтому я выбрала  его для чтения…

 

ПРАЗДНИК

 

К столу разносолов не густо:

графинчик с креплёным вином,

грибки, колбаса да капуста,

картошка на сале свином.

 

Гремит патефон без опаски:

–    Танцуйте, могу повторить.

Ребята армейской закваски

на дворик спешат покурить.

 

А вслед им в угаре эстрадном

танцуют, поют и кричат

в любом затрапезном парадном

кофейные стайки девчат.

 

Австрийским фокстротом утешась,

смеются, чтоб скрыть седину.

Их в классе шпыняют за свежесть,

причёски им ставят в вину,

за мамины туфли –

отметки

снижают в графе дневников.

 

Ликует на лестничной клетке

победная трель каблуков,

мужчины, давясь папироской,

лица не отводят от вас:

– Ах, школьницы, ах, переростки

восьмой соблазнительный класс.

1973

 

 

Сабрина ШАЙХОВА

Санкт-Петербург

 

«Утро в озерках»

Я люблю стихи  о природе. Это стихотворение мне очень понравилось. Оно мелодично, легко читается и передает красоту родного края.

 

УТРО В ОЗЕРКАХ

 

Валентине Рыбаковой

 

Скорей открой в сентябрь оконце,

по лужам листья мчатся вскачь!

Ты посмотри — какое солнце

над «скукой загородных дач».

 

Спустись-ка с улицы Озёрной

на склон, сбегающий к волнам,

где кварца золотые зёрна

весна предназначала нам.

 

Присядь у ног сосновой рощи,

она, скользнув из темноты,

корнями пробует на ощупь

стальное зеркало воды

 

и вспоминает о поэте,

чью человеческую грусть

она хранит почти столетье

и людям шепчет наизусть.

1973

.
Ксения ЮПАТОВА

Санкт-Петербург

 

«Облаков вечерних половодье».

Это стихотворение о любви. Когда человек влюблен, он растворяется в своих мечтах.  Весь мир  ему хочется обнять  и подарить родному человеку. И даже если он испытывает безответную  любовь- это великое счастье, потому что он способен испытывать   прекрасные чувства.

 

***

Облаков вечерних половодье

все просветы на небе смело.

Красный всадник отпустил поводья,
и о гриву остудил чело.

 

И последний рейсовый автобус,
желтым глазом сонно поводя,

колесом раскручивая глобус,
скрылся в струях позднего дождя.

 

Встань, автобус! —
Полночь вдоль проселка
разлилась, как пролитый гудрон,

где меня, как мать, укрыла елка
ото всех простуженных сторон.

 

О, любовь!
По щебню и суглинку,
по мешкам и сытым кошелькам,
я всю жизнь торил к тебе тропинку,
вопреки шпалерным большакам

 

Пусть давным-давно цветы потухли,
те, что стыли на моей груди,
заглуши мотор
и, сбросив туфли,
босиком по тропке походи:

мягкий грунт располагает к лени…

 

И, когда ты сядешь отдыхать,
станет мох
ласкать твои колени,
и трава запястья целовать.

Февр. 1988 года

 

 

Алена БОКАРЕВА

Санкт-Петербург

 

 

«Воспоминания в Волковой деревне».

Мне нравится, что автор такими красивыми словами говорит о любви к девушке.

Это  стихотворение-воспоминание о юности.

Когда я его читаю, мне и радостно и грустно. Я люблю такую поэзию.  

 

 

ВОСПОМИНАНИЯ В ВОЛКОВОЙ ДЕРЕВНЕ

 

Дождя беспросветная пытка,

трамвая расплывчатый след. . .

Твоя мне приснилась улыбка

на склоне мальчишеских лет.

 

Чураясь настойчивой прядки,

чужая, как прожитый май,

вошла ты с передней площадки

с ребёнком в набитый трамвай.

 

Я видел волос твоих стружки

и глаз приглушенную прыть.

В проходе теснились старушки,

чтоб место тебе уступить.

 

…Иду я вдоль речки Волкуши,

чтоб дом твой найти без труда,

и память, границы нарушив,

меня возвращает туда,

 

где в клёнах желтеющих мне ты

желанна до дрожи в руках,

где снова разменной монетой

вагончик звенит впопыхах;

 

он мчит сновидением красным,

купаясь в булыжной пыли;

мы кладбищем шли лютеранским

и в юность свою забрели,

и сны, путешествуя с нами,

растают, как старая боль…

 

Как жаль, что над взрослыми снами

не властен народный контроль.

И снова во всех ипостасях

своей неземной красоты,

как в том, неоконченном классе,

ко мне возвращаешься ты.

 

И сердце, видавшее виды,

заменит и зависть, и злость

взаправдашним чувством обиды

за всё, что не с нами сбылось.

1975

 

 

Елена ШАЙХОВА

Санкт-Петербург

 

 

«Твой почерк не меняется с годами».

Для меня это стихотворение, как песня. Это грустная и красивая история  в стихах о несбывшейся любви. Война  исковеркала много судеб.

 

ТВОЙ ПОЧЕРК НЕ МЕНЯЕТСЯ С ГОДАМИ

 

Твой почерк не меняется с годами.

Как в телескопах сочетанья звезд.

Моим томленьям о «прекрасной даме»

ты никогда не верила всерьёз.

 

Средь кульманов скользя, как дочь Галлея

плывёт сквозь звёзд безмолвную пальбу,

шептала, ватман превратив в трубу:

– Эх, кот в мешке, – доподлинно имея

в виду мою чертёжную судьбу.

 

А в той судьбе тебя мне не хватало!

И очень жаль, что в нынешней толпе

не я – тебя, а ты меня узнала,

притихшего в трамвайном уголке.

 

В подобных встречах я не вижу толка:

Чего ждала ты двадцать лет назад?

Да, мне домой! И я – как на иголках.

И счастью подвалившему не рад.

 

Любовь моя, стальными городами

тебе скитаться даже после нас…

Твой почерк не меняется с годами,

как блеск твоих невыносимых глаз.

 

Любовь моя, никто из нас не помер,

Но нет нас. Нет! Осмысли эту жуть.

Остался почерк, да служебный номер,

Да телескоп, чтоб в юность заглянуть.

 

Скользит сквозь линзы прошлое

над крышей грядущих лет.

И не поручусь, что нам хоть раз взлететь удастся

Выше тех детских клятв, тех обречённых чувств.

 

Татьяна ВАЛИЕВА

Санкт-Петербург

 

«Запали мне светильник в пятнадцать  свечей»

Это раздумья, размышления о жизни, о том, что все в мире бренно. Но я верю, что только не любовь.

 

***

Запали мне светильник в пятнадцать свечей,
но не люстру на тысячу ватт,
пусть в глубинах твоих отпылавших очей
эти свечи простудно  горят,

 

пусть трещат лепестковые слитки огня

в той квартире на тридцать персон,
где соседи не вспомнят тебя и меня,
если спросит про нас телефон.

 

Но ни утром, ни днем, ни в полунощный час,
не надейся на праздный звонок;
в этом городе тоже не помнят про нас,

как о снеге — зеленый росток.

 

А, когда наши свечи загасит рассвет,
и когда мы растаем во мгле,
ты скажи мне:
мы были с тобой, или нет,
на истерзанной этой земле?

 

Ты скажи мне:
зачем наша совесть легла
под колеса сановных  ханыг,

если наша весна, на осколках стекла
запеклась во дворах проходных?

 

Но лишь правнук получит печальный ответ,
пролистав равнодушной рукой,
пожелтевшие снимки
сегодняшних лет,
на которых нас нету с тобой.

1988

 

Евгения ВОЛКОВА 

Санкт-Петербург

 

 

«Новогодняя ёлка»

 

Стихотворение трогает своим драматизмом, не может оставить

равнодушным. Когда я его читала, у меня текли слезы. Страшная история,

которая произошла годы назад, трагедия, после которой нельзя жить как

прежде, сон, который будет мучить до конца жизни. Чего здесь больше,

сочувствия к героине или желания обвинить ее?..

 

НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА

 

В пальто довоенного толка,

старательно глядя вперёд,

свою новогоднюю ёлку

старуха соседка несёт.

Туда, где в квартире охрипшей

предпраздничный гомон людей

соседствует с будничным скрипом

щербатых шести этажей.

 

В то время как мамы-стряпухи

готовят салаты и торт,

их дети в гостях у старухи

под ёлкой ведут хоровод:

то лебедь мелькнёт на макушке,

то дождик срывается с плеч, —

бумажную прелесть игрушек

она умудрилась сберечь.

 

И снова старуха, вздыхая,

бормочет сквозь щебет и писк:

«А может, ошиблась тогда я?

Спаслись мои дети? Спаслись?..»

И долго ей ночью не спится:

опять возвращаются к ней

худые глазастые лица

погибших в бомбёжку детей.

 

Июль сорок первого года.

На станцию сброшен фугас.

В пылающей клетке вагона

её воспитательский класс…

 

«Спаслась.

А детей — не сумела…»

И это нельзя позабыть.

Суровей,

чем высшая мера,

жестокая милость судьбы.

 

И снова ей память приносит

былого пожарища свет.

И дети спасения просят

сквозь тридцать непрожитых лет.

Она их спасёт поименно,

и каждому песню споёт,

и с ними под ёлкой зелёной

опять поведёт хоровод.

 

 

Егор ВОЛКОВ

Санкт-Петербург

 

 

«Соседка»

 

Стихотворение о том, что такое настоящие смелость и мужество. Это не

только явные подвиг в открытом бою. Истинное мужество может быть и

тихим, незаметным. Здесь стойкость являет собой главная героиня, в то

время как герой боится в нужный момент протянуть руку. Об этой ошибке он

жалеет даже тогда, когда стал взрослым человеком. Я думаю, что это

стихотворение научило меня не бояться проявлять характер и совершать

поступки, несмотря на внутренние и внешние ограничения.

 

СОСЕДКА

Рядом с нашим домом и конторой

фабрики протезно-обувной

слышен шаг той девушки,

которой довелось увидеться с войной.

 

Где — неважно!

В поезде ли, в поле,

в сполохах фугасного огня…

Да, она со мной училась в школе

и жила напротив от меня.

 

Я-то знал, что ранец за спиною

был тяжел,

как перед боем ночь, —

что ж она смеялась надо мною,

если я пытался ей помочь,

 

если, как положено соседям,

до квартирных провожал дверей?

—  Знаешь,

мы ведь скоро переедем,

ты скучать не вздумаешь, Андрей?

 

Дом ее пошел на капитальный.

 

Только paз мы свиделись.

Весной.

Между остановкою трамвайной

и стеной протезно-обувной.

 

Я ее тогда спросил:

—  Ну, как ты?

—  Всё «тип-топ», —

кивнула, — по пути?..

 

Не глядеть ей вслед хватило такта,

не хватило духу —

с ней пойти!

 

Где б с тех пор

бывать ни довелось мне,

я хочу, чтоб счастье обрела

девушка с бамбуковою тростью,

что у нас на улице жила.

 

 

Диана ДЖОХАР

 

Санкт-Петербург

 

«Когда был мир подписан…»

 

Меня тронуло это стихотворение правдой, которая стоит за ним,

реальностью истории. Многие не дожидались своих любимых с войны. Но

самое тяжёлое,- это было не получить точных вестей, а жить блеклой

надеждой о возвращении. Мне кажется, это, по- своему, подвиг, который

совершали женщины по всей стране.

*   *   *

 

Был прочный  мир  подписан  под  Берлином,

когда пришло последнее письмо.

Ждала к зиме, как в строчках говорил он,

да вот вернуться, видимо, не смог…

 

И снова тучи атакуют небо,

светло кружится в воздухе снежок, —

и снова, обнадёженная снегом,

та женщина выходит за порог.

 

Глядит, ладонью заслонясь от ветра,

туда, где тропы белые лежат.

А время с треугольного конверта

стирает его имя не спеша.

 

Он не вернётся к ней,—

он мир хранит,

одетый вечной славою в гранит.

 

 

Полина ДЕМЬЯНЕНКО 

Санкт-Петербург

 

 

«Стрелочница»

 

Одиночество и «нужность»- темы этого произведения. Быть необходимым

где-то, кому то, делать что-то важное. Каждого из нас вдохновляет, ведет

осознание этого. Вставать утром и понимать , что не просто так, что ты нужен

кому-то в этом большом мире…

 

«Стрелочница»

Одинокий флажок твой дрожал на весу,

и тогда становились кому-то роднее

и вокзальчик в снегу,

водокачка в лесу,

и крутой поворот однопутки за нею.

А когда мы ввели блокировку и связь

и пошли поезда

без стоянок, со свистом,

то в тебе невесомая нить порвалась,

та, что в узел связала

далекое с близким.

Нет нужды провожать поезда

и встречать.

Но, сменившись под утро в товарной конторе,

ты спешишь на перрон,

чтоб увидеть опять

немигающий глаз на входном светофоре,

 

помахать пассажирам в их вечном пути,

чтоб достался кому-то твой образ случайный,

чтобы кто-то

в единственный миг ощутил

неожиданность встреч и внезапность прощаний.

 

 

Никита ГУРЬЯНОВ

 

Санкт-Петербург

 

«Сказка о коте-космонавте»

 

Я думаю, это стихотворение о доме и о его ценности в жизни каждого из нас.

Нет на свете места лучше чем родной дом, какой бы он ни был. Хотя

стихотворение и шутливое, но поднимает очень серьезный вопрос. Наш дом,

семья, родина- то, что помогает стать нам теми, кем суждено.

 

Сказка о коте – космонавте

Не знаю,

есть ли жизнь на Марсе?..

Я здесь родился,

здесь умру.

Вот бабкин кот по кличке Барсик

уходит в поле по утру.

А там,

за сточною канавой,

полёвки шастают во ржи,

там рыжий пепел почвы ржавой

и жалких жнеек миражи,

там высохшую кровь боксита

прошу вас числить не за мной,

там пыль, как будто Карменсита,

кружится в пляске неземной.

Там мрачный пир иных субстанций;

там кот,

антенной хвост задрав,

в сухом песке мелиорации

смиряет свой свободный нрав.

Включив космическую скорость

он мчит домой, мышам не рад,

и вновь, отбросив стыд и совесть,

приходит к бабке на доклад:

мол, всех мышей сожрал я в поле!

Ликует бабушка: Ура!

и, позабыв про крыс в подполье,

нальет «герою», как вчера,

парного млека из ведра.

 

Андрей Демьяненко читает Андрея Романова.MOV (101.4 Мб)

Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/uSoMLset4sSXjscitmUivSUd

 

 

 

Информация о конкурсе: https://hohlev.ru/poeziya/konkurs-chitaem-andreya-romanova

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *