Уроки русской Поэзии. Урок 6 — КОМПОЗИЦИЯ

Владимир ХОХЛЕВ

Санкт-Петербург

 

Урок 6. Композиция

Не убавить, не прибавить!

Это один из основных принципов оценки художественного произведения.

Чьей оценки? Сначала — самого художника. Затем – зрителя, слушателя, читателя…

Бывает так: автор расписался… Пишет, и пишет… И всё, что «вытекает» на бумагу, автору кажется ценным, важным, исключительным… Он будет бережно хранить свой текст, ему жалко времени, затраченного на его создание. Он будет защищать, отстаивать каждую строчку. Автору никто не сказал, что главный инструмент художника не авторучка, не карандаш, а стирательная резинка. Которой он удалит из записанного всё лишнее. Чтобы родилось произведение.

Другая крайняя ситуация: в голове автора одна восхитительная картина сменяется другой, не менее завораживающей. Автор вдохновлен этими представлениями, начинает слышать какие-то строчки, слова. Пытается «собрать» из них единый текст… Но словарного запаса не хватает. Автор мало читает, никогда не озадачивался пополнением своего лексикона. Бедность языка не позволяет произведению родиться.

В первом случае нужно убавлять, во втором — прибавлять.

Знание о композиционных приемах позволит приблизиться к «золотой середине». Конечно, это знание значительно не увеличит словарного запаса, но поможет начинающему автору работать с тем, что он имеет.

После экспериментов над поэтической речью, осуществленных в ХХ веке, классическая композиция некоторыми воспринимается архаикой. Однако, эксперименты эти не упразднили её совсем, как и не отменили законов искусства в целом.

Композиция – это сочетание частей. Стихотворения, отдельной строфы, строчки, слова. Их построение. Это определенная последовательность элементов, благодаря которой создается единое целое.

Каких элементов, каких частей?

В отношении классической композиции стихотворения поговорим о трех.

Первая часть — пролог (или экспозиция).

Вторая — раскрытие идеи (темы, сюжета) или основное действие, апогей.

Третья — эпилог (финал, итог, главный результат).

 

Михаил Лермонтов «Весна»

Когда весной разбитый лёд

Рекой взволнованной идет,

Когда среди полей местами,

Чернеет голая земля

И мгла ложится облаками

На полуюные поля, —

Мечтанье злое грусть лелеет

В душе неопытной моей;

Гляжу природа молодеет,

Но молодеть лишь только ей;

Ланит спокойных пламень алый

С собою время уведет,

И тот, кто так страдал, бывало,

Любви к ней в сердце не найдет.

 

В «Весне» экспозиция — шесть строчек. Основное действие и апогей — четыре строчки. Финал — четыре строчки.

Возможны варианты, когда какая-либо из частей отсутствует — её функции в какой-то мере исполняют оставшиеся.

 

Даниил Хармс«Неизвестной Наташе»:

Скрепив очки простой веревкой, седой старик читает книгу.

Горит свеча, и мглистый воздух в страницах ветром шелестит.

Старик, вздыхая гладит волос и хлеба черствую ковригу,

Грызет зубов былых остатком и громко челюстью хрустит.

Уже заря снимает звезды и фонари на Невском тушит,

Уже кондукторша в трамвае бранится с пьяным в пятый раз,

Уже проснулся невский кашель и старика за горло душит,

А я стихи пишу Наташе и не смыкаю светлых глаз.

 

Экспозиция – семь строчек. Апогея нет. Эпилог (с функцией апогея) – одна, последняя строчка. Но какая!
Оказывается вся многословная и многослойная экспозиция нужна автору для того, чтобы коротко сказать о предполагаемой любви к пока еще неизвестной Наташе.

 

Александр Блок

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

 

Экспозиция – две строчки. Раскрытие идеи – четыре строчки. Вместо эпилога – элементы пролога, закольцовывающие композицию стихотворения. Такой прием еще называют композицией обрамления.

Какие приемы есть еще ?

Последовательная композиция, когда логическое рассуждение переходит от одной мысли к другой и подводит к финалу.

 

Федор Тютчев

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

 

Композиция, которая организуется вокруг художественного образа в его развитии и трансформации.

 

Василий Жуковский «Море»

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

 

Композиция интриги, когда последовательная цепь событий (или рассуждений) разрывается неожиданными или ожидаемыми вставками. К примеру, письмо Татьяны Лариной (самостоятельное произведение) Евгению Онегину — как часть общей композиции романа.

 

Теперь поговорим о композиции строфы.

 

Анна Ахматова

Нет, царевич, я не та,

Кем меня ты видеть хочешь,

И давно мои уста

Не целуют, а пророчат.

Отрицание, развенчание (неверного) ожидания – и объяснение: почему. Строфа скомпонована таким образом, что в ней высказана идея всего стихотворения. Продолжает поэт для того, чтобы кроме идеи «дать» читателю и детали, на которых, как известно, искусство и строится.

 

Композиция строки.

 

Иосиф Бродский «Конец прекрасной эпохи».

Потому что искусство поэзии требует слов,

я — один из глухих, облысевших, угрюмых послов

второсортной державы, связавшейся с этой, —

не желая насиловать собственный мозг,

сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск

за вечерней газетой.

 

Интересное начало, не правда ли?  Открытое… Поэт будто бы отвечает на не поставленный вопрос «почему». Это композиционный прием.

Больше известен прием «открытого конца», когда автор предоставляет читателю возможность самому придумать финал произведения. В «Конце прекрасной эпохи» поэт применяет прием «открытого начала».

Попробуем нарушить композицию этой первой строки (используя те же слова). К примеру так: Потому что слов требует искусство поэзии…

Мысль высказана та же, но уже не поэтическим языком, а прозой. Почему прозой? Потому что нарушен композиционный метр (размер) речи, перепутались ударения…

 

Наконец, композиция слова. Которое в поэзии рассматривается в контексте всего стихотворении.

 

Александр Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумный хозарам…

 

Почему слово «собирается» поэт употребил в «композиции» без буквы «о»?

Такой же вопрос: почему «отмстить», а не «отомстить»? Не только, для соблюдения размера, но и для того, чтобы погрузить читателя (первыми же строчками) в глубокую, былинную старину, в которой так (без гласных в первом слоге), по мнению Александра Сергеевича, и говорили.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *