Игорь ГАВРИЛОВ — «Титаник» в России: нестоличная премьера

Игорь ГАВРИЛОВ

Калининград

.

 «Титаник» в России: нестоличная премьера

(малоизвестное о «Титанике»: продолжение истории — публикуется впервые)

Фильм канадского режиссёра Джеймса Кэмерона «Титаник» вышел на экраны кинотеатров в конце 1997 года и имел грандиозный успех во всём мире.  Его мировая премьера состоялась 1 ноября 1997 года в столице Японии – в Токио. Затем премьерные показы прошли в Великобритании (Лондоне), США (Лос-Анжелесе). Впереди ленту ждала Россия.

В знак глубокой благодарности и признательности российским учёным –океанологам и калининградским морякам с научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», ценя значимое участие их в создании кинофильма, знаменитый режиссёр принял решение: российская премьера фильма должна пройти не в столице страны – Москве, как это было негласно принято во времена СССР (а во многом, вероятно, и до сего дня), а в небольшом – провинциальном, по мнению многих, – Калининграде.  Стоит отметить, что это решение Кэмерон обсуждал и принимал совместно со своим другом – доктором технических наук, руководителем лаборатории подводных исследований института Океанологии им. П.П. Ширшова Российской Академии наук, выдающимся исследователем Мирового Океана Анатолием Михайловичем Сагалевичем. Заметим также: решение весьма не простое (особенно для А.М. Сагалевича, хорошо знавшего тонкости отечественной действительности и её не только научного политеса).

Подготовка премьерного показа фильма в нашем городе началась в январе 1998 года. В Калининград прибыла группа представителей кинокомпании «20 Век Фокс», которая начала готовить площадку для демонстрации фильма. Нелишне будет напомнить, что Россия того времени немерно раскачивалась на бушующих волнах пост-перестройки. Все приметы либеральных реформ (да и многих их ближайших последствий) были налицо.  Перечислять их здесь нет смысла. Скажем только, что многие кинотеатры в нашем городе тогда уже, кажется, навсегда закрылись, а оставшиеся находились в плачевном состоянии: обшарпанные здания, в таком же, образно и старомодно выражаясь, неглиже кинозалы, старая – давно отслужившая век свой – демонстрационная аппаратура, предназначенная для показа фильмов.  Богатые, «сытые» американцы, приехавшие в город Калининград, были весьма озадачены подобными обстоятельствами. Но они были ещё и опытными организаторами: Голливуд, одним словом!

Для кинопремьеры свой выбор гости остановили на старом городском кинотеатре «Заря». До 1945 года, ещё при немцах, он уже был кинотеатром и именовался «Scala». Ремонтировать всё        здание было некогда, поэтому, как говорится, привели в божеский вид лишь самое, по мнению, заокеанцев, необходимое – туалетные комнаты, внешний вид и техническое оснащение коих американцев просто шокировало. Кроме того, в кинозале был смонтирован новый киноэкран и по всему его пространству планомерно расставлены звуковые стереодинамики для наилучшего восприятия звука будущими киносвидетелями реконструированной трагичной истории суперлайнера и его пассажиров, судеб людей, оказавшихся заложниками гигантских океана, айсберга, корабля и беспечности (или, как сказали бы сегодня, человеческого фактора). И главное: специально для этой премьеры из Америки была привезена новая демонстрационная аппаратура. Это было просто жизненно необходимо для того, чтобы можно было наглядно – «весомо, грубо, зримо», как писал Владимир Маяковский (правда, по совсем другому поводу) – показать (во всех смыслах этого ёмкого слова!) все достоинства широкоформатной киноленты. Согласитесь, невозможно должным образом донести до зрителя трагедию гибели «Титаника», снятого с грандиозными спецэффектами, звуковым стерео-оформлением, на маленьком экране, в моно-исполнении… Донести и вызвать в людях, живущих проблемами конца века ХХ-го, сопереживание, а, возможно, и катарсис. Да и с чисто утилитарной – технической – точки зрения был немалый риск попросту испортить высококачественную киноплёнку на старой аппаратуре.

Невольно, но явственно высветилась и ещё одна немаловажная, на наш взгляд, деталь событий того времени. Уже тогда Джеймс Кэмерон был известным на весь мир режиссёром – яркой голливудской звездой! С ним должны были приехать некоторые актёры фильма, кинодеятели Голливуда. А в тогдашней России – стране второй половины лихих девяностых столетия двадцатого – было весьма неспокойно… Элементарно неспокойно на городских улицах (пусть даже и самого западного российского областного центра). Жёсткий фильм гениального, на мой (и, насколько знаю, не только мой) взгляд, русского режиссёра Алексея Балабанова «Жмурки» наглядно продемонстрировал нам «эпоху первичного накопления капитала». Учитывая всё это и многие иные обстоятельства, организаторы премьерного показа глубоко задумались, как охранить американцев?!  Выход нашли: в качестве охраны пригласили крепких ребят – бывших военных, прошедших Афганистан, которые не понаслышке знали, что такое война, а главное, ничего и никого не боялись.  И они успешно справились с поставленной задачей. Например, они выставили за двери кинотеатра «лихих похитителей» фильма, которые смогли проникнуть в зал с киноаппаратурой и планировали скопировать фильм прямо с экрана во время его первого в нашем отечестве показа.

В начале февраля 1998 года Дж. Кэмерон с небольшой группой создателей фильма прибыл в Калининград. Киногруппа остановилась на борту НИС «Академик Мстислав Келдыш», интерьеры которого как нельзя лучше отвечали минимально комфортным условиям, ведь в те времена у нас в Калининграде ещё не были построены так называемые настоящие звёздочные (точнее и образнее – официально осенённые звёздами) отели. Да и Джеймс Кэмерон за длительный период совместной с российскими специалистами работы сроднился с уютными каютами и лабораториями научного судна.

Режиссёр и члены съёмочной группы прилетели на самолёте в Калининград 6 февраля, а уже 7 февраля 1997 г. состоялась долгожданная премьера фильма «Титаник» в России. Важно подчеркнуть, что на этом – первом в нашей стране! – его показе присутствовали члены экипажа НИС «Академик Мстислав Келдыш», подводники с аппаратов «Мир», учёные института Океанологии, руководители города Калининграда. (Кстати, сейчас попутно мы исправляем одну – сегодня уже ставшую исторической – досадную неточность: в Википедии ошибочно указана иная дата премьеры фильма «Титаник» в городе Калининграде – 17 ноября 1997 года.)

В кинотеатре «Заря» царила необычная атмосфера. Калининградская публика – это россияне, которые физически «пережили» времена перестройки (хотя психологически (да и не только) это аукается многим из нас ещё и сегодня!) и не без труда выживали в тогда ещё только первое постперестроечное десятилетие. На них «свалились» все «ещё те», как говорится, тяготы «эпохи перемен». И вдруг, вот такой сюрприз – праздник в образе кино: Америка, тогда казавшаяся многим нашим соотечественникам такой богатой, доброй, благородной и … бесконечно далёкой. Звёзды Голливуда… «И вот Вам здрасте!» – встреча в России.

Просмотр кинофильма прошёл с огромным вниманием и, наверное, не будет большим преувеличением сказать, ошеломительным успехом. Зрители восторженно реагировали на перипетии сюжета фильма! Да и американское кинооборудование в разы усиливало эффект восприятия (конечно, если сравнивать с тогда привычным и возможным в наших обычных тогдашних кинотеатрах).

Когда под финальные титры фильма и песню «My Heart Will Go On» в исполнении Селин Дион, на сцену поднялись Джеймс Кэмерон и Анатолий Сагалевич, зрители буквально взорвались овацией!  Аплодисменты долго не стихали! Создатели фильма подробно и интересно рассказывали об истории съёмок фильма. Лейтмотивом их выступления был посыл Анатолия Сагалевича, который звучал так: «… мир устал от войн, насилия… наш фильм о любви, о полёте человеческой души…». По моему скромному мнению, эта идея чётко проявляется и прослеживается и на экране, когда герои фильма Джек и Роуз, стоя на носу «Титаника», словно бы парят над бесконечным океаном.

Джеймс Кэмерон сердечно благодарил русских учёных и моряков, которые прияли деятельное участие в съёмках фильма. Высказал слова восхищения российским глубоководным аппаратам (далее – ГОА) «Мир». Перечислив американский «Алвин» и французкий «Наутил», он назвал «Мир-1» и «Мир-2» лучшими!

Представители российской стороны также не скупились на комплименты. Как у нас принято, гостей по традиции встречали хлебом-солью под русские народные песни. Ведущим на Премьере был Николай Владимирович Петеров – в ту пору руководитель Калининградского драматического театра. Его бархатный голос, безупречная дикция, благородная осанка усиливала эффект праздника. Губернатор области Леонид Петрович Горбенко тепло поблагодарил гостей. Произнося приветственную речь, он волновался и поэтому перепутал название судна, назвав «Титаник» «Британиком», подарил Джеймсу Кемерону полотно русского художника Балабанова «Русская зима». Под занавес (если можно так выразиться) на сцену поднялись российские учёные и моряки. В их адрес было сказано много лестных слов…

Взволнованные люди ещё долго подходили к Кэмерону и Сагалевичу, беря у них автографы и напрямую задавая интересующие их вопросы. Это сегодня людей больше интересуют вопросы войны, мира и… личной жизни «звезд», а тогда спрашивали преимущественно об искусстве, о съёмках других фильмов Кэмерона. Например, кто-то интересовался трюками из фильмов о «Терминаторе»: как это мотоцикл со Шварценеггером летал!? Кэмерон, конечно же, тайн своих трюков не раскрывал, но говорил, что мотоцикл Терминатора до сих пор хранится у него на Калифорнийской вилле… на память. И тому подобное. Делали комплименты Кэмерону: « Ваш фильм – это достойное окончание двадцатого столетия!»

А вечером на борту НИС «Академик Мстислав Келдыш» состоялся банкет. Проходило мероприятие в узком круге людей, очень весело! С уверенностью можно сказать: успех был несомненный! (Причём и фильма, и Кэмерона, и актёров, и всей съёмочной группы, и, что сегодня скрывать, банкета.)

Поскольку интерес к фильму «Титаник» был очень большой, то премьерную встречу с создателями фильма повторили 8 февраля. А уже утром 9 февраля   гостей проводили в аэропорт, где маленькую киногруппу ждал маленький самолёт. Американцы переезжали-перелетали в Москву, где уже с нетерпением и недоумением многих людей (и не только чиновных) премьеру фильма ожидали в столице нашей Родины.

У трапа самолёта тепло попрощались с надеждой на новые интересные встречи, поиски, свершения.  Они случились. Джим Кэмерон «заболел» подводным миром. Позже он, совместно с российскими учёными-подводниками и моряками НИС «Академик Мстислав Келдыш», снял потрясающий документальный фильм о «Титанике» – «Призраки бездны», в котором всё было необычным… Даже был проход подводных аппаратов и технических модулей в остов корпуса погибшего «Титаника», лежащего на глубине 3800 метров. Этому способствовали в первую очередь российские учёные-подводники. Среди них первые – Анатолий Сагалевич и Евгений Черняев. Забегая вперед, скажу, что позднее они удостоились высоких званий Героев России за совокупный вклад в исследование Мирового Океана, озера Байкал, участие в расследованиях катастроф на АПЛ «Комсомолец» и «Курск», подводный штурм Северного полюса Земли. К слову, с гордостью вспомним, что впервые в мире флаг на дне Океана – на Северном полюсе, водрузили именно российские учёные – Анатолий Сагалевич и Евгений Черняев.

Нельзя не отметить и то, что художественный фильм «Титаник» в немалой степени способствовал популяризации подводных обитаемых аппаратов «Мир» и научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» среди и общественности, и правительств, и исследователей, и в целом народов различных стран мира.

А в старинном уютном, гостеприимном, по-российски радушном городе Калининграде ажиотаж вокруг премьеры фильма «Титаник» долго не затихал. Помнится, начальник отдела флота Атлантического отделения института Океанологии Николай Петрович Майстренко, как у нас говорят, в сердцах сетовал: мол, американцы после премьеры подарили привезённую для показа киноаппаратуру, а наша таможня «усмотрела в этом нарушение таможенного режима». Короче, необходимо было заплатить таможенную пошлину за иностранное «киношное» оборудование, ввезённое в нашу страну. Формально они были правы. И ответственные чиновники задумались: денег на эту самую пошлину в то смутное время так и не смогли найти…

Как мы знаем, скоро кинофильм «Титаник» ждала американская премия «Оскар». А если быть точным, то он завоевал 11 «Оскаров». И далее: четыре «Золотых глобуса», два «MTV Movie Awards», премию за лучшую женскую роль второго плана получила Глория Стюард; две кинопремии «Empire», премия «Грэмми» – за лучшую песню и … многие другие награды.

А что же знаменитый режиссёр и наш балтийский город? Джеймс Кэмерон ещё несколько раз приезжал в столь полюбившийся ему Калининград… И круг его друзей здесь расширялся. Например, установились добрые и плодотворные отношения между ним и директором Музея Мирового Океана Светланой Сивковой. Эта красивая, маленькая с виду женщина, создала грандиозный объект искусства и подлинной культуры, ставший не только украшением, но во многом и настоящим культурным центром города Калининграда. Заметим, что этот (в данном конкретном случае точнее, хотя, сознаём, что грамматически и не совсем верно – эта) внешне хрупкий творец продолжает и сегодня развивать свой, но такой важный для всех центр. Не может не радовать, что в Музее Мирового Океана нашлось место и экспозиции по «Титанику», а также ГОА «Мир».

Ну, а всем нам – и участникам той – большой (во всех смыслах) – премьеры, и тем, кто услышал или прочёл о ней впервые – остались (или, надеюсь, появятся) просто хорошие, приятные воспоминания о событиях тех лет (вероятно, для многих успевших стать уже давними) …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *