В Президентской библиотеке показали фильм о неизвестных героях блокадного Ленинграда

 

В Президентской библиотеке состоялось заседание киноклуба, посвящённое 75-летней годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Получасовой концерт продолжили встреча со съёмочной группой и показ документального фильма «Блокадная кровь» о работе донорской службы в осаждённом Ленинграде.

Подарком блокадникам, собравшимся в мультимедийном зале Президентской библиотеки, стало концертное выступление лауреатов и номинантов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Струнная группа, баянист, скрипач и две солистки исполнили два концерта из цикла А. Вивальди «Времена года», Каприс № 10 для скрипки соло Н. Паганини, Сарабанду И.-С. Баха, бессмертную «Аве Мария» Дж. Каччини и другие произведения. Визуальный ряд на экране представляли фотографии,  сделанные с одного и того же ракурса в годы войны и в наши дни.

Документальная лента «Блокадная кровь» снята по сценарию петербургского писателя Дмитрия Каралиса режиссёром Элеонорой Лукьяновой. Это первый и пока единственный фильм о деятельности Ленинградского института переливания крови (ЛИПКа), который продолжал работать в годы осады города. Немало удивительных фактов из его военной истории приводят авторы картины, вот хотя бы один из них: в момент острой нехватки крови для раненых Ленинградского фронта донорами становились сотрудники института, которые вместе со всеми горожанами недоедали, мёрзли, страдали от дистрофии, а иногда и умирали на рабочем месте.

«Фильм является как бы частью моей судьбы, – сказал перед просмотром картины автор сценария Дмитрий Каралис. – Моя мама во время блокады сдавала кровь. А жили мы как раз напротив института переливания крови. Но тема донорства пришла с другой стороны: я готовил фильм про бои на Невском пятачке и узнал, что юнги оттуда были посланы в Ленинград за кровью, так необходимой раненым бойцам. Я заинтересовался этим, захотел кое-что уточнить – и сам не заметил, как история со сдачей крови в блокадном городе захватила меня…»

Практически все фильмы о блокаде Ленинграда основаны на кадрах кинохроники той поры. Первая, самая морозная зима, брошенные на рельсах трамваи, очереди за хлебом, добывание воды из оледеневшей Невы, саночки, на которых везли на кладбище умерших… Сразу после титров фильм сообщает, что число погибших за время блокады превышает гибель населения при бомбардировках Гамбурга, Дрездена, Хиросимы и Нагасаки, вместе взятых. Скорбный итог. Но фильм Каралиса не об этом, вернее, не только об этом.

В параллель с развитием темы блокады, самой трагичной в истории, когда армия противостояла не армии, а простым мирным жителям, звучит тема противостояния духовного, способного на созидание даже в нечеловеческих условиях. Один из экспертов картины, доктор исторических наук, исследователь ленинградской блокады Никита Ломагин размышляет в кадре о том, что так ослабило в войне немцев и принесло неоспоримое преимущество русским.

Так возникает тема крови, значимость которой сформулировали генетики: «Кровь помнит всё». В ней не только расшифровка генома человека, но и ещё ряд неоспоримых факторов, которые указывают на её жизнеобразующее значение. В годы войны были пролиты реки крови, и в случае ранения бойца требовалось пополнить её запасы в организме. Вот почему, понимая, что война с Германией неизбежна, советское руководство признало кровь стратегическим резервом и в ускоренные сроки в стране была создана мощнейшая система пополнения этого стратегического ресурса. Одних донорских пунктов было создано 1800. В первый же день войны очередь доноров возросла многократно.

В годы блокады в стенах ЛИПКа был изобретён инфуззионный раствор «ЛИПК-3», доставляющийся на передовую вместе со шприцем и оказывающий лечебное действие, промедление с которым означало бы смерть. Советские раненые быстро восстанавливались и возвращались на фронт.

Только в первые месяцы блокады – с сентября до конца 1941 года – кровь для нужд фронта сдали 35 тысяч человек. В следующем году – свыше 55 тысяч ленинградцев. «Никаких других поступлений крови в действующую армию Ленинградского и Волховского фронтов не было. Была только кровь из Ленинграда», – отметил автор сценария.

Германия с созданием подобной системы кровевосстановления опоздала по причине чисто идеологической: в борьбе за «чистоту арийской крови» фашисты не допускали мысли о донорстве со стороны всех воюющих на их стороне национальностей. И проиграли.

Выживали в блокаду люди, сильные духом, занятые созиданием или просто помощью более слабым соседям, – это отмечали все эксперты, приглашённые в кадр. Консультантом картины стал фронтовик, сражавшийся на Ленинградском фронте — писатель Даниил Гранин.  Это было его последнее интервью.

«Фильм поднял тему, которую никто ещё не пытался раскрыть, – говорит актёр Николай Буров, читающий закадровый текст в картине. – Авторы задаются вопросом, каким образом голодный человек, хронически голодный, может давать кровь другому человеку. Меня поразил видеоряд, я очень много смотрел документалистики по теме блокады, но очень многие кадры, приведённые в этом фильме, мне ни разу не встречались».

По мнению большинства выступивших на заседании киноклуба гостей, фильм «Блокадная кровь» представляет большую ценность для подрастающего поколения, которому подчас преподносят российскую историю в искажённом виде. Вот почему фильм «Блокадная кровь» войдёт в фонд Президентской библиотеки как ещё один документ против исторической неправды.

Источник:  Пресс-служба  Президентской библиотеки

Тел.: (812) 305-16-21 Факс: (812) 305-16-40

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *