Это произведение является официальным гимном Санкт-Петербурга
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/993501/__medium_PD189657_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
«Гимн великому городу» был написан Рейнгольдом Глиэром для балета «Медный всадник», который называют самым петербургским спектаклем.
.
В лучших традициях
Балет по поэме Пушкина был задуман еще в конце 1930-х годов. Тогда же был написан эскизный сценарий, который драматург Петр Аболимов представил труппе Кировского театра. Однако планы нарушила война. И только осенью 1947-го Глиэр вернулся к этому сочинению.
Премьера состоялась 14 марта 1949 года в Ленинграде, в театре оперы и балета имени Кирова (ныне – Мариинский). Она тепло была принята зрителями, которые увидели в ней образ города-героя, восстановленного после войны. А критики отмечали, что это был «яркий и патриотический спектакль».
Летом «Медный всадник» был поставлен в Большом театре, затем – на сценах многих городов страны и за рубежом.
«»Медный всадник» относится к лучшим произведениям Глиэра. Музыка отличается разнообразием эмоциональных состояний, красочностью оркестра, подлинно симфоническим развитием. В лирических адажио, в жанровых эпизодах и характерных танцах композитор наследует традициям Чайковского», – говорит историк музыки и критик Иосиф Райскин.
Вне конкуренции
В музыке «Медного всадника» немало запоминающихся страниц. Среди них, к примеру, вальс, ставший в один ряд с хрестоматийными сочинениями Глинки, Чайковского, Глазунова. И, конечно, торжественное и величавое завершение балета – «Гимн великому городу».
Путь от фрагмента спектакля до официального гимна начинался с… Московского вокзала.
«Еще в советские времена, когда «Красная стрела» прибывала из столицы, на платформе звучал «Гимн великому городу». То есть уже тогда он воспринимался как неофициальный гимн Петербурга, – вспоминает депутат Законодательного собрания Михаил Амосов. – Поэтому, когда встал вопрос об официальном символе, Глиэр оказался вне конкуренции».
А вот с текстом будущего гимна возникла заминка – его просто не было. И тогда объявили публичный конкурс, на который поступило более ста заявок. Три автора вышли в финал: пенсионерка Наталья Богачёва (юрист по образованию), поэт Олег Чупров и автор-исполнитель Александр Городницкий. Споры были жаркими. С перевесом в один голос победил вариант Олега Чупрова.
С 2003 года «Гимн великому городу» звучит на открытии первого и заключительного заседаний Законодательного собрания и во время торжественных церемоний.
.
Источник: https://spbdnevnik.ru/news/2025-01-11/segodnya-peterburg-otmechaet-150letie-so-dnya-rozhdeniya-gliera-avtora-muzyki-gimn-velikomu-gorodu