11 января — Санкт-Петербург отмечает 150-летие со дня рождения Рейнгольда Глиэра, автора музыки «Гимна великому городу»

Это произведение является официальным гимном Санкт-Петербурга

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»
.

«Гимн великому городу» был написан Рейнгольдом Глиэром для балета «Медный всадник», который называют самым петербургским спектаклем.

.

В лучших традициях

Балет по поэме Пушкина был задуман еще в конце 1930-х годов. Тогда же был написан эскизный сценарий, который драматург Петр Аболимов представил труппе Кировского театра. Однако планы нарушила война. И только осенью 1947-го Глиэр вернулся к этому сочинению.

Премьера состоялась 14 марта 1949 года в Ленинграде, в театре оперы и балета имени Кирова (ныне – Мариинский). Она тепло была принята зрителями, которые увидели в ней образ города-героя, восстановленного после войны. А критики отмечали, что это был «яркий и патриотический спектакль».

Летом «Медный всадник» был поставлен в Большом театре, затем – на сценах многих городов страны и за рубежом.

«»Медный всадник» относится к лучшим произведениям Глиэра. Музыка отличается разнообразием эмоциональных состояний, красочностью оркестра, подлинно симфоническим развитием. В лирических адажио, в жанровых эпизодах и характерных танцах композитор наследует традициям Чайковского», – говорит историк музыки и критик Иосиф Райскин.

Вне конкуренции

В музыке «Медного всадника» немало запоминающихся страниц. Среди них, к примеру, вальс, ставший в один ряд с хрестоматийными сочинениями Глинки, Чайковского, Глазунова. И, конечно, торжественное и величавое завершение балета – «Гимн великому городу».

Путь от фрагмента спектакля до официального гимна начинался с… Московского вокзала.

«Еще в советские времена, когда «Красная стрела» прибывала из столицы, на платформе звучал «Гимн великому городу». То есть уже тогда он воспринимался как неофициальный гимн Петербурга, – вспоминает депутат Законодательного собрания Михаил Амосов. – Поэтому, когда встал вопрос об официальном символе, Глиэр оказался вне конкуренции».

А вот с текстом будущего гимна возникла заминка – его просто не было. И тогда объявили публичный конкурс, на который поступило более ста заявок. Три автора вышли в финал: пенсионерка Наталья Богачёва (юрист по образованию), поэт Олег Чупров и автор-исполнитель Александр Городницкий. Споры были жаркими. С перевесом в один голос победил вариант Олега Чупрова.

С 2003 года «Гимн великому городу» звучит на открытии первого и заключительного заседаний Законодательного собрания и во время торжественных церемоний.

.

Источник: https://spbdnevnik.ru/news/2025-01-11/segodnya-peterburg-otmechaet-150letie-so-dnya-rozhdeniya-gliera-avtora-muzyki-gimn-velikomu-gorodu

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *