«Государыня Масленица» или «Соломенный мужик»?

По календарю Масленица совпадает с православной Сырной седмицей — последней неделей перед Великим Постом, – и её даты зависят от числа, на которое выпадает Пасха. В 2023 году Масленицу празднуют с 20 по 26 февраля.

О том, какие традиции были связаны с празднованием Масленицы в разных уголках нашей страны, можно узнать, обратившись к цифровым копиям редких изданий из фонда Президентской библиотеки.

«Русские праздники простонародные и соединённые с ними древние поверья, составляя заветные стихии народности, входят во внутреннюю историю русского народа и его духовности», – пишет историк Иван Снегирёв в книге «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1839). Традиционно считается, что в этом ярком народном празднике прослеживается смесь древнего языческого обряда с христианским обычаем. Олицетворение и сожжение Масленицы, скоморошеские игры относятся к остаткам мира языческого, а традиции Прощёного воскресенья, в том числе поминки по усопшим, заимствованы у христианства.

Каждый день масленичной недели в народной традиции имел своё название. Понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгул, перелом, пятница – тёщины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы, прощанья, целовальник или прощёный день.

В первый день масленичной недели наблюдали за погодой. В «Сказаниях русского народа, собранных И. П. Сахаровым» (1885) приводятся народные приметы: «Если в этот день будет мятель, то поселяне замечают, что и вся масленица будет мятельная. В этом случае они говорят: „помело метлой на масленицу, придет государыня Масленица мятельная“. Если же в полдень будет ясное солнце, то примечают, что весна будет ранняя».

Местность наложила свои отпечатки на этот праздник, и в разных районах нашей страны он отличался некоторыми обрядами и обычаями. В Переславле-Залесском, Юрьеве Польском, Владимире и Вятке на огромных санях возили наряженного мужика, в руках держащего «полштоф с вином и калачи», его сопровождали наряженные музыканты.

В Нерехте масленичные увеселения начинались со среды. В этот день вместе встречались празднично одетые женщины и катались отдельно от мужчин до самого вечера, затем наступало затишье, а в субботу в город снова съезжались со всех окрестностей. «Здесь, продав напрядённую в ту неделю пряжу, покупали лакомства и гуляли по рынку», – пишет Снегирёв. Ежедневно ездили друг к другу в гости, новобрачные навещали родственников, которые «одаривали их мылом». Вечером в воскресенье молодые люди, взяв каждый со своего двора немного соломы, собирались на окраине села, пели песни и вместе сжигали Масленицу. Причем в некоторых районах, как пишет Снегирев, сжигали «соломенного мужика». Вероятно, подчеркивает историк, этот обычай, существующий с незапамятных времен, является остатком «языческих треб и обрядов, применённым к Сырной неделе». Ученый говорит о том, что «подобный обычай встречается у немецких славян (полабских славян), которые первого марта выносили из селений чучело в образе смерти и сжигали его в память об усопших или бросали его в воду», как римляне в мае бросали в Тибр свои «тростниковые болваны». В Польше в этот день ходили с факелами на кладбища.

В Сибири на Масленицу сколачивали несколько саней и устраивали на них подобие корабля с парусами и снастями. «Тут садились и люди, и медведь, и госпожа Масленица, и разные паяцы: всё это вообще слыло Масленицею». В сани впрягали по 20 лошадей и катались по улицам. За этим поездом следовали толпы ребят с песнями и прибаутками. Интересно, что там вместо блинов пекли хворост.

В Пензенской и Симбирской губерниях в субботу на Масленицу крестьянские дети и подростки строили на реке из снега город с башнями и двумя воротами. Игра начиналась так. Ребята разделялись на две партии – на конницу, которая осаждает снежный городок, и пехоту, которая его защищает. По сигналу конные во всю прыть пускались на взятие городка, где пешие, вооруженные мётлами, старались «напугать лошадей» и не допустить их к городку. Когда «конным» удаётся проникнуть в ворота, игра заканчивается, все угощаются напитками и, распевая песни, возвращаются домой.

В городах тоже старались не отставать от традиций. В Ярославле на масленичной неделе, рассказывает Снегирёв, кроме угощения блинами и катания на горах и по улицам, была традиция, вероятно, остаток времён языческих, петь коляду, которую обыкновенно распевают в России на Святках. С четверга этой недели фабричные с бубнами, и погремушками, рожками и балалайками ходили по домам и поздравляли хозяев с праздниками. В ответ получали угощения.

В Москве, рассказывает Николай Матвеев в книге «Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 г.» (1912), у тех, кто побогаче, «свободного времени было сколько угодно. Проживали оброк с деревни, слушали… цыган, смотрели под качелями разных штукарей, на святках рядились, на масленице плясали, на первой неделе говели». По словам автора, одним из главных увеселений в Москве были кулачные бои и борьба. «Большие искусники в борьбе были цыгане-лошадники». Историки рассказывают и о ледяных горках, которые строились на Москве-реке и на Неглинной. В Петербурге горы и балаганы для масленицы строились на Неве, между Петропавловской крепостью и Зимним дворцом.

С XVIII века появились в Москве лубочные комедии, где представлялись «иностранными фиглярами разные фокусы-покусы и диковинные штуки», на игрище масляничное бывали наряженные козою с рогами, на которые привешивались бубенчики. Отсюда пошла русская поговорка «Они козу в мешке играли», что означало «морочить кого-то».

Завершается масленичная неделя провожанием или прощанием. «Русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили друг друга словом или делом. „Прости меня, пожалуй!“ – говорит один. „Бог тебя простит!“ – отвечает второй», – приводятся в книге ««Русские простонародные праздники и суеверные обряды» слова француза Маржерета. Автор добавляет, что перед этим, встретив друг друга даже на улице, все приветствуют друг друга поцелуем. Неслучайно в некоторых регионах, например в Сибири, прощальное воскресенье называли «целовальником».

Главную роль играли на Масленице, конечно, блины, которые пекли всю неделю. На блины звали гостей, блинами везде угощали. «По обычаю народному, – отмечает Снегирёв, – блинами поминали усопших; в Тамбовской и других губерниях первый блин, испечённый на Сырной неделе, клали на слуховое окошко для душ родительских».

В ставшей легендарной книге выпускницы Смольного института для благородных девиц Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» (1883), доступной в Президентской библиотеке, собраны те самые рецепты блинов, по которым готовили угощение в дореволюционной России. Ознакомиться с книгой можно в центрах удаленного доступа Президентской библиотеки,  открытых на территории Российской Федерации и 33 зарубежных странах.

См. также в Президентской библиотеке:

И. Сахаров «Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым»

И. Снегирёв «Русские простонародные праздники и суеверные обряды»

Н. Матвеев «Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 г.»

Е. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве»

.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *