К юбилею художника Ивана БИЛИБИНА: своё призвание он нашёл не сразу

16  августа 2021 года исполняется 145 лет со дня рождения русского художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя Ивана Билибина.

В электронном фонде Президентской библиотеки представлены многочисленные открытки с иллюстрациями Билибина к знакомым с детства сказкам – «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», а также уникальные издания, оформленными им самим или при его участии: «Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года», многотомная «История русскаго искусства» Игоря Грабаря, «Картины по русской истории, изданные под общей редакцией [и объяснительным текстом] С. А. Князькова»«Календарь русской революции», подготовленный к 300-летию царской  династии «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых». «Изборник», страницы которого украшены цветными заставками, буквицами, концовками, фотолитографиями, причислен к шедеврам типографского искусства.

Иван Билибин нашёл своё призвание не сразу. «В 1896 году закончил гимназию с серебряной медалью, а в 1900 году – полный юридический курс Петербургского университета», – говорится в предисловии к историческому календарю «Иван Билибин – певец русской жизни», выпущенному Президентской библиотекой к 140-летию со дня его рождения. Но одновременно с получением знаний по юриспруденции Билибин посещал школу Общества поощрения художеств, затем учился в Мюнхене, в мастерской Антона Ашбе, под руководством И. Е. Репина окончил Высшее художественное училище Академии художеств.

С начала 1900-х годов Билибин сотрудничал с художественно-литературным ил­люстрированным журналом «Мир искусства», и в 1904 году, после поездки художника по Вологодской и Архангельской губерниям, на страницах этого издания появилась его статья «Народное творчество русского Севера», актуальная и сегодня. Ознакомиться с ней можно в электронном читальном зале на Сенатской, 3, и в любом из более чем 1 200 центров удалённого доступа к фонду Президентской библиотеки.

Уникальный «билибинский» стиль легко узнаваемым делают выверенные композиции, фольклорные мотивы, тяга к орнаменту, соединение декоративного и изобразительного искусства, создающее ощущение единого, стилистически выверенного волшебного мира, в котором сказка сливается с образами русской старины и природы.

Художник не только иллюстрировал текст, но и создавал декоративные элементы, орнаменты, разрабатывал разнообразные шрифты, заставки, буквицы. Каждое оформленное Билибиным книжное издание превращалось в подлинное произведение искусства.

С 1907 года Иван Билибин преподавал в школе Общества поощрения художеств, в которой когда-то учился сам. Среди его учеников было много будущих известных художников, с которыми он делился не только своим мастерством, но и заботой. Так, в фонде Президентской библиотеки хранится оцифрованное письмо, где Билибин обращается к организатору художественных выставок и издателю Сергею Маковецкому: «Если, может быть, у Вас есть какая-нибудь графическая работа, то я прошу Вас обратить внимание на работы г. И. Мозалевскаго, моего ученика. <…> Ему особенно удаются ткани из листвы деревьев». Иван Мозалевский впоследствии стал известным советским графиком, живописцем и искусствоведом.

Билибин был широко известен также и как театральный художник. До революции в России, в Петербурге, с 1925 года в Париже, а после 1936 – в СССР, в Ленинграде, он создавал эскизы костюмов и декораций к операм Александра Бородина «Князь Игорь», Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Модеста Мусоргского «Борис Годунов», балету Игоря Стравинского «Жар-птица». Некоторые из этих эскизов представлены в упоминавшемся календаре «Иван Билибин – певец русской жизни».

Персональная выставка Билибина, к которой он готовился в 1941 году, не состоялась – началась Великая Отечественная война. Как сообщается в календаре Президентской библиотеки, «…он отказывается от предложения наркома просвещения эвакуироваться из блокадного Ленинграда в глубокий тыл. „Из осаждённой крепости не бегут, её защищают“, – таким был его ответ. Иван Яковлевич Билибин умер от голода в первую же блокадную зиму и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища».

Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *