Михаил ЛОМОНОСОВ – ученик и учитель

О жизни и деятельности учёного рассказывает Президентская библиотека

19 ноября 2022 года исполняется 311 лет со дня рождения Михаила Ломоносова – учёного-энциклопедиста, просветителя, поэта, основателя Московского университета.

На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с коллекцией «М. В. Ломоносов (1711–1765)», которая включает как труды учёного, так и научные и биографические исследования о нём. В преддверии наступающего 2023 года, объявленного Указом Президента России Годом педагога и наставника, особого внимания заслуживают история учёбы Ломоносова и его последующая педагогическая деятельность.

Первым учителем Михаила, родившегося в семье рыбака в деревне Денисовка близ города Холмогоры на Северной Двине, был грамотный односельчанин. После чтения церковных книг «вратами своей учёности» будущий учёный называл с трудом добытые «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Мальчик настолько боялся их лишиться, что выучил наизусть. Об этом рассказал профессор Василий Сиповский в предисловии к «Избранным сочинениям» (1911) Ломоносова.

Тяга к знаниям привела 19-летнего юношу в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. Чтобы поступить туда, он назвался не крестьянским, а дворянским сыном. Помимо изучения богословских наук, Ломоносов занимался латинским и греческим языками, читал множество книг в академической библиотеке.

Когда знания, которые могло дать это учебное заведение, были исчерпаны, Ломоносову повезло: по запросу Петербургской академии наук в числе 12 наиболее способных учеников он был направлен на обучение естественным и техническим наукам в университет при Академии, а вскоре после этого – в Германию, изучать горное дело.

С 1736 по 1739 год  он обучался у известного математика и философа Христиана Вольфа. Широко и всесторонне образованный, тот отличался доброжелательным отношением к молодёжи. От своего учителя Ломоносов услышал то, что было ему особенно дорого: «Верь своему разуму, если твой разум просвещён светом знания». Не случайно «чувствительный, восторженный Ломоносов даже плакал при расставании с тем, кто так много дал ему», писал Сиповский.

Уроками же другого учителя, Иоганна Фридриха Генкеля, Ломоносов остался недоволен, начались ссоры, и он самовольно оставил учёбу в Германии.

По возвращении в Петербург Ломоносов в 1742 году назначается адъюнктом Академии наук по классу физики, а в 1745 – профессором химии, и становится академиком. Он первым в России начал читать студентам публичные лекции по естественнонаучным и филологическим предметам на русском языке.

По мнению историка литературы Бориса Модзалевского, автора каталога выставки «Ломоносов и Елизаветинское время» (1912), успех научных начинаний Академии, упорядочение её административной деятельности, внимание императрицы Елизаветы Петровны к Академии, утверждение в 1747 году её Регламента – всё это связано с деятельностью Михаила Ломоносова.

12 января 1755 года был основан Московский университет – «при деятельном и горячем сочувствии и участии Ломоносова, видевшаго в Университете новый способ „к приращению наук, следовательно – к истинной пользе и славе отечества“». Московский университет воплотил идеи учёного о развитии русского образования.

Одновременно с университетом были открыты две гимназии – дворянская и разночинская. В «Проекте регламента Московских гимназий» и в сходном с ним более позднем «Проекте регламента Академической гимназии» Ломоносов наиболее полно изложил свои основные педагогические идеи. Ученый писал: «гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Из неё, следует ожидать, выйдет просвещённое юношество: молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам».

В обоих документах самым подробным образом разбирались практически все аспекты обучения детей в гимназии. Впервые в истории русской педагогики Ломоносов взялся за решение кардинальных вопросов: методы и принципы обучения, организация классно-урочной системы, разработка методики преподавания и других. Дидактические идеи Ломоносова сложились под влиянием знакомства с опытом обучения в русских и зарубежных школах и на основе собственной педагогической деятельности. Теоретические моменты он проверял, будучи преподавателем-практиком.

Вся педагогическая деятельность Михаила Ломоносова в России, его труды по развитию русской науки, по распространению среди населения образования и просвещения, которые он понимал как продолжение дела, начатого Петром I, были воплощением в жизнь слов учёного: «Нет! Не из тех я людей, которые только лишь себе путь к счастию учением отворят, в тот же час… науки оставят».

.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *