О масштабах реставрационной деятельности Кирилло-Белозерский музей-заповедник рассказал журналистам

Кирилло-Белозерский музей-заповедник ежегодно проводит множество мероприятий, участвует в крупных проектах и является инициатором и создателем масштабных фестивалей, что становится интересными информационными поводами для СМИ. На этот раз темой для новостного сюжета журналистов программы «Вести35.РФ» стала реставрационная деятельность музея.

Корреспонденты побывали в Вологодской и Белозерской башнях, посетили реставрационную мастерскую, узнали о фондах открытого хранения, а самое главное – о том, что в прошлом году музей получил право проводить все виды работ по сохранению объектов культурного наследия.

Дело в том, что лицензия на выполнение реставрационных работ у единственного федерального музея-заповедника в Вологодской области была ещё в 2012 году, но, к сожалению, не такого широкого спектра действия. С 2019 года всё изменилось – теперь специалисты Музея занимаются как реставрацией архитектурных памятников, так и –музейных экспонатов. В штате музея работает более 20 аттестованных специалистов, среди них немало сотрудников, как с высшей, так и с первой категорией.

За последние два года в Кирилло-Белозерском монастыре проведен беспрецедентный объем работ по реставрации уникальных крепостных сооружений. «На сегодняшний день работы завершены и ведутся на пяти башнях XVII столетия (всего таких башен шесть) и самом объемном участке крепостной стены с говорящим названием Тюремный двор, длиной более 120 метров, – рассказывает заместитель генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника по реставрации Ольга Вороничева. –  В результате чего в ранее не используемых объектах теперь разместятся открытые фондохранилища, реставрационные мастерские, выставочные пространства, кафе и различные музейные службы».

Впервые за всю историю существования музея на его территории появилось открытое фондохранилище иконописи, причём разместилось оно в Вологодской башне, той самой, которую считают одной из самых нарядных башен ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря. Той, что была построена в 1656 году одной из первых, задавая масштаб прочим оборонным сооружениям Нового города, и завершенной практически за один строительный сезон.

«Внутри башни сохранился кирпичный столп. Он служил не только опорой для деревянных перекрытий, но и местом для размещения деревянных лестниц, по которым можно забраться на самый верх на смотровую площадку, – показывала интерьер Вологодской башни журналистам О.В. Вороничева. – Внутри, как и все другие башни, Вологодская имеет многоярусное устройство, всего пять ярусов.

Реставрационные работы выполнялись московской компанией ООО «Равелин». Авторами проекта из ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» была предложена консервация подлинных деревянных балок-связей методом протезирования, над которыми выполнено устройство нового перекрытия. Осуществлен полный комплекс реставрационных работ от замены разрушенных кирпичей до усиления фундаментов, кровельных и фасадных работ. Проведены работы по переводу памятника в отапливаемый режим, что, бесспорно, положительно скажется на дальнейшем техническом состоянии объекта».

И правда, работы выполнены качественно и на совесть. Иначе бы все памятники древнерусского искусства, которые теперь хранятся на четырёх ярусах Вологодской башни, уже показали бы себя не с лучшей стороны. Могло появиться отслоение красочного слоя, шелушение, другие деформации, но заместитель генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника по хранению Светлана Смирнова уверяет, что ничего этого не происходит: «Все памятники в отличном состоянии. Мы ежедневно следим за их сохранностью. Помогает в этом нам беспроводная радиоканальная система контроля температурно-влажностного режима «WI-климат», которая позволяет непрерывно производить мониторинг и электронное журналирование ТВР в точках размещения датчиков ТВР. В основе системы – беспроводные автономные измерители-датчики, установленные в разных точках объектов».

Хранение памятников – конечно, первоочередная задача для работников музея. Тем не менее, их реставрация – дело не меньшей важности. А главное – ответственности!

В первом ярусе Вологодской башни находится реставрационная мастерская, в которой специалисты за год восстанавливают десятки ценнейших предметов, являющихся культурным наследием страны. Кропотливую работу ведут реставраторы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Но эта мастерская – не единственная в музее.

Заместитель генерального директора по хранению С.Н. Смирнова поясняет: «Большое внимание мы уделяем сохранению, консервации и реставрации музейных предметов. В настоящее время оборудованы три новых реставрационных мастерских общей площадью 301,4 м²: на первом ярусе Вологодской башни – мастерская темперной живописи, в нескольких помещениях крепостной стены XVII века – мастерские по реставрации тканей и книжных памятников.

В отделе реставрации движимых памятников работают семь реставраторов: двое в мастерской реставрации предметов из металла, двое в мастерской по реставрации икон, один реставратор предметов из дерева, два реставратора по тканям. В ближайшее время будет открыта реставрационная мастерская дерева на нижнем уровне Белозерской башни.

Совершенствование материально-технической базы в 2019 году, создание новых лабораторий и мастерских, комплектование штата отдела профессиональными кадрами позволило значительно повысить количество и качество реставрации и профессионального уровня сотрудников.

Впервые за много лет силами музейных реставраторов выведены из аварийного состояния и приведены в экспозиционный вид музейные предметы из коллекции «Церковные ткани», книжные памятники».

Светлана Николаевна отметила и тот факт, что с получением лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, стало возможным проводить полный перечень научно-исследовательских, изыскательных, проектных и производственных работ, а также – развивать коммерческую реставрацию с целью привлечения дополнительных доходов. «Выполняя функции реставрационного центра, музей сможет обслуживать другие музеи области, – объясняет С.Н. Смирнова. – В 2019 году впервые была начата эта работа, заключен договор с Великоустюгским музеем-заповедником на реставрацию паникадила».

Благодаря усилиям сотрудников Кирилло-Белозерского музея-заповедника, в 2019–2020 годах было значительно расширено выставочное пространство. Реставрация и музеефикация Вологодской башни позволила увеличить площадь, как для хранения, так и для публичного представления предметов на 549,2 квадратных метра. Башня  обустроена современным оборудованием, спроектированным сотрудниками музея-заповедника с учетом архитектурных особенностей памятника и индивидуальностью хранения музейных предметов.

Увидеть интерьеры Вологодской и Белозерской башен, а также услышать комментарии специалистов музея, сможете уже завтра, 22 октября, по телеканалу «Вести.Вологодская область» в 21:05.

 

Пресс-секретарь Кирилло-Белозерского музея-заповедника

 Мария Хаустова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *