Рука режиссёра Марка ЗАХАРОВА

В российском обществе конца двадцатого, начала двадцать первого веков, ярко сияла звезда величайшего режиссёра современности — Марка Захарова, талант которого, прежде всего, заключался в том, что он как никто другой мог зажигать звёзды на нашем театральном небосклоне, снискавшие всенародную любовь.

Нас радуют своим творчеством: И. Чурикова, А. Збруев, А. Лазарев, Д. Певцов, В. Раков, С. Степанченко и др.

Из ушедших от нас, это: О. Янковский, А. Абдулов, Н. Караченцов, Е. Леонов. Время безжалостно, и как море смывает следы на песке, уходят гениальные актёры, которым мы все рукоплескали полные восторга, от взрывов чувств переполнявших наши сердца.

К сожалению, общество быстро забывает своих кумиров, на смену которым приходят новые имена. Но как хочется удержать, остановить то бурлящее время, преисполненное задором, юмора, боли от человеческого ничтожества, и фантастическую грёзу любви, выплёскивающуюся с таким космическим размахом, в умы и сердца зрителей.

Скульптор Г.В. Потоцкий задался именно этой целью — остановить мгновение. У него возникло желание создать скульптурную композицию — «Рука режиссёра». В жесте ладони видно не то приветствие, не то прощание.

Один и тот же жест выражает противоположные чувства и преисполнен как радости, приветствуя новых талантливых артистов, так и грусти, несущей в себе воспоминания, о пережитых мгновениях счастья встречи с коллегами, которые своей блестящей игрой будили в нашей душе всё самое лучшее.

В представленной скульптурной композиции, на медальонах, которые держит «Рука режиссёра» можно увидеть знакомые черты замечательных актёров.

На самом деле, великие актёры не имеют лица, зритель запоминает образ героя, гениально сыгранный актером.

— это Александр Абдулов, скульптор смог передать весь романтизм его характера, легкость натуры, порыв и ветреность. Сколько женских сердец пролили по нему слёзы. Он как никто другой, мог сыграть любви тревожные порывы;

— образ Олега Янковского наиболее узнаваемый из всех. Он как будто вне времени. Пластика скульптора характерна и очень графична. Он не просто создает портрет, а рождает эмоцию, ощущение, что как будто встречаешься с этим образом, который проникает в тебя и остаётся надолго тёплым воспоминанием. Олег Янковский звезда первой величины, сияние которой сложно уловить. Возможно, именно это и сумел донести до зрителя мастер;

— с Николаем Караченцовым скульптор встречался и даже лепил его с натуры. У великого актёра это было самое трагическое время, он фактически не мог говорить и писать. Но в его взгляде было столько любви и понимания, что, наверное, большего и не нужно. Глубоким и значительным оказалось это общение для обоих. Вначале скульптор сделал образ молодого Караченцова. Скульптору даже нравился этот образ, но потом у него возникло чувство некой несправедливости. И он вылепил Караченцова наполненного осознанием собственной беспомощности и невыразимой муки от невозможности играть. Это была его последняя роль, навязанная ему обстоятельствами жизни. И он её достойно прожил. Глубокое чувство достоинства и боль радости бытия, передал скульптор в этом портрете.

Скульптор считает, что самая сложная работа — это портрет Марка Захарова. Его образ родился сразу, мгновенно. Если этот портрет похож, то он похож тем, что это Марк Захаров — безусловный гений и титан. Непреклонная сила духа, всевидящий и всезнающий, «диктатор», на котором лежит ответственность за судьбы театра и актёров. Ему не с кем разделить или переложить всю эту ответственность на кого либо.

Вылепив портрет, скульптор больше не смог к нему прикоснуться и что-либо добавить или исправить. Он ни на секунду не сомневался в подлинности созданного образа. Возможно, это и есть чудо искусства.

И как важно, что скульптору пришла столь блестящая идея остановить мгновение. Оно прекрасно. Новое время безжалостно смахивает великие фигуры с шахматной доски жизни.

И только скульптору дано право выразить им нашу благодарность в бронзе.

Талант истинного мастера состоит не только в том, насколько блестяще и похоже удалось выразить в пластике образы великих, но и в том, чтобы увидеть масштаб и величие эпохи, родившую целую плеяду звёзд. И то, что он задался этой темой и воплотил её в реальность, вызывает не только огромное уважение, но и восхищение тем, что художник продолжает творить даже в эпоху не востребованности. Одно дело писать работы в стол, как у писателя, и совсем другое дело, воплощать монументальные скульптуры в дорогостоящий материал на свои средства.

Любовь Стройнова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *