Владимир СЕЛИЦКИЙ — Время скоморохов пришло

Владимир СЕЛИЦКИЙ

Москва

 

 

 

 

 

 

ВРЕМЯ СКОМОРОХОВ ПРИШЛО

Русское скоморошество — это часть самобытной культуры, рожденной народом, несущая потребность русской души в творческом самовыражении. Скоморошество — народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа. Оно представляло собой братства продолжателей древних дохристианских жреческих структур — прямых наследников славянских волхвов. Но после принятия христианской веры и существенного изменения всей жизни эти братства унаследовали лишь частичные аспекты древнейшего знания.

Жрецы и волхвы имели значение особого, строго отделенного от народа сословия, они совершали в святилищах всенародные моления и те гадания, в которых узнавалась воля богов. Они пророчествовали и говорили народу от имени богов.

Скоморохи же несли в себе формы бродячего жречества, и через них проходила аккумуляция народного духа. Они жили сбором милостыни, постоянно перемещались по территории Древней Руси. Структура выступлений скоморохов, их представления и инсценировки отражали общий сценарий древних дохристианских мистерий, многие из которых напоминали древнегреческие.

В игрищах скоморохах всегда была так называемая «коза», которую изображал отрок младше 13 лет. Участие отрока-подростка также имело сакральный смысл: в «Элевсинских мистериях» греков в ритуальных целях использовался подросток — «отрок очага». Мальчик был наряжен в рогатую маску и изображал культовую фигуру, связанную с древним Дионисом. Также постоянным атрибутом скоморошьих представлений был медведь. Медведи и шкуры медведей играли особую роль в лунных ритуалах древности — в частности, они были центральными действующими лицами в обрядах, посвященных Артемиде, все жрицы Артемиды носили медвежьи шкуры.

Музыка и песни скоморохов, их представления имели обрядовое значение. Их сатира на самом деле являлась изложением древнейших священных знаний и несла в себе глубокий сакральный смысл, изображающий жизнь Богов, показывающий небесную и земную историю.

***

С изначального появления славян в Восточной Европе музыка и песни играли для них большое значение, часто заменяя обычную речь. Через пение славяне связывались с небом и Богами. Славянам было родственно отдаваться магической музыке, в которой еще сохранялся отзвук музыки небесной, музыки сфер. Историк Прокопий, в частности, описывает, как в 529 г. греки ночью напали врасплох на славянское войско. Те усыпили себя песнями и не выставили никаких караулов. Подобное можно понять и ныне, если пережить, какое действие оказывают подчас русские народные песни на самих русских. И спустя пять-семь веков Садко-гусляр, потомок тех древних славянских песнопевцев, что уносились на волнах звуков к гармониям сфер, сотрясёт водную стихию с ее божествами. У него нет ничего, кроме гуслей, но, играя на них, он мог пронизывать слушающих вплоть до эфирного тела.

Практически вся ассимиляция финно-угорских народов, заселявших пространства Восточной Европы, прошла бескровно, носила крайне миролюбивый характер, где славянские племена действовали через песни и музыку. Они строили свои жилища у рек, недалеко от стоянок местных старожилов, а потом подсаживались к кострам угров и «чуди белоглазой» и пели вместе с ними песни, после чего происходило естественное братание. Таким образом за очень короткое время славянские племена ассимилировали огромные пространства.

Византийский историк VII века Феофилакт пишет о любви северных славян (венедов) к музыке, упоминая изобретенные ими кифары, то есть гусли. В византийских источниках есть рассказы о русских скоморохах VIII-IX веков. Так что совершенно неслучайно они были отмечены на иконах святой новгородской Софии в 1037 году. Традиция русского скоморошества к середине XI века имела уже продолжительную историю.

***

Сродни скоморошьему определенная часть волхвов, действующая в жреческом импульсе, несла своё пророческое слово в народ. Сказители-одиночки появились на Руси давно. В большинстве своём до нас история не донесла их имён. Хорошо известны разве что легендарный слагатель былин Боян, уже упомянутый знаменитый Садко, Добрыня Никитич, который умело играл на гуслях и славился своим сочинительством, да Ставр Годинович и Соловей Будимирович. Эти почти что мифологические герои явились нам из народных недр русского эпоса.

Продолжателями дела Боянова на Руси стали калики перехожия. Они уже несли в себе православный импульс и больше рассматривались как паломники в Святые земли. Название калика по одной из версий произошло от обуви, которую они носили, а по другой версии всё очень просто, — название происходит от слова «калека». Часто встречается образ слепых калик, которые ходили с мальчиками поводырями. Калики пели духовные песни. Встречались в их среде и ясновидящие. И здесь они уже становились на уровень христианизированных волхвов. Известна былина, где калики пробуждающе действуют на Илью Муромца и сподвигают его на защиту русской земли.

Многие представители народного творчества стали оседать при княжеских дворах, где исполняли или роль шутов, или роль придворных музыкантов-трубадуров. Происходила естественная дифференциация на бродячих и оседлых. Шуты при дворах даже внешне ничем не отличались от скоморохов. Шутам много позволялось, и к их мнению прислушивались. Тем более что многие из них несли внутри себя сакральную мудрость и обладали ясновидением.

Образ Ивана-дурака в наших сказках сродни образу шута. Дурак и шут – одно и тоже. Он мог вступать в споры с государем, но часто и получал от государя задачи, находящиеся на грани выполнимого. Высшая рассудочная мудрость, основанная на интеллектуальной интуиции, действительно представляется обыденному сознанию глупостью, так как структуры этой формы познания уходят корнями в те реальности, которые не очевидны профаническому взгляду. Иван-дурак справлялся с этими задачами фактически за государя — являлся высшим Я своего правителя. При этом его положение часто неподвижно-статичное. Он сам не движется, но требует, чтобы двигались к нему. А сам – ну разве только на печи поедет как Емеля. Печь — важный жреческий атрибут Ивана-дурака. Если вспомнить, то Илюша Муромец тоже сиднем сидел много лет у печи…

***

После принятия христианства скоморохи постепенно стали утрачивать спиритуальную составляющую своего творчества, всё больше выдвигаясь к эпатажу и маскарадным потехам. Хотя хранители традиций еще очень долгое время оставались. Легенда о Замри-горе, куда на скомороший пир забрёл славянский Бог Траян, скрывает в себе очень важные атрибуты ритуальной мистерии. Подаренная Траяном маска пряталась в укромном месте, и только в Иоаннов день она доставалась старейшиной и имела силу. Одевая её, каждый скоморох получал своего рода инициацию и силу для своей жизнедеятельности. И Замри-гора, благодаря силе скоморохов, могла расти и вновь возвращаться к исходному размеру. Говорят, что обряды на Замри-горе совершались много веков, вплоть до советского времени.

В среде скоморохов в те времена существовали индивидуальности, прошедшие школу обучения разносторонним оккультным вещам. Скоморохи умели оборачиваться различными животными, умели незаметно исчезать перед лицом неприятеля и делаться невидимыми. Владели способами бесконтактного боя. Но это была слишком маленькая группа лиц, которая относилась к группе мастеров. Также среди скоморохов было много знахарей и лекарей, предсказателей и костоправов, гадателей на картах. Многие из скоморохов обладали качествами волхвов в чистом виде.

С приходом христианства из Византии на Русь пришли юродивые, которые стали выполнять подлинно жреческую функцию. Юродивые бросили вызов чисто человеческому пониманию сакрального, ограниченному рассудочным мышлением, и стали демонстрировать несопоставимость божественного и человеческого, показывая дистанцию, которая их разделяет. Они ритуально стали восполнять полноту сакрального относительно её противоположности. Юродивые устраивали целые мистерии и, как правило, действовали в одиночку. Но на их «спектакли» приходили смотреть большие толпы людей, которые черпали от этих действ жизнемудрость и насыщались их пророчествами. Традиция юродивых получила широкое распространение на Руси. История о русских юродивых и их жития были и остаются чрезвычайно популярны. Юродивые были закономерной и легализированной ветвью в рамках православного благочестия.

***

Ко временам Иоанна Великого и внука его Иоанна Грозного, когда на Руси стал укореняться и господствовать византизм, дух свободного народного творчества стал постепенно уходить в подполье. Скоморохи и сказители-одиночки пока еще не преследовались, но стали действовать более сдержанно. Известно, что Иоанн Грозный сам любил наряжаться шутом и скоморохом и устраивал при своем дворе игрища. Но мог и гневно обрушиться в их сторону. Тогда скоморохи почувствовали, что настало тяжёлое время для их вольготной жизни.

Особенно досталось скоморохам новгородской вольницы, равно как и всем культурным представителям северной республики. В Новгородской земле вплоть до её присоединения к Москве «мастера шутки» могли себе позволить высмеивать пороки власть имущих. Новгородские скоморохи были так же известны на Руси, как и новгородские плотники, ювелиры или иконописцы. Республиканские порядки и свободные нравы Новгорода служили для них питательной средой. Вечевая республика жила широко и разгульно, поэтому весёлое искусство скоморохов имело устойчивый спрос.

Интересен факт, что при татаро-монгольском нашествии скоморохи жили довольно вольготно и особо не преследовались ни княжеско-церковной элитой, ни тюркскими феодалами из Орды. В фильме «Страсти по Андрею» А. Тарковского, где совершенно гениально сыграл роль скомороха Р. Быков, показан факт преследования скомороха из времени, наступившего спустя два века. Также странно было видеть на экране скомороха-одиночку.  

В XVI-XVII веках скоморохи стали объединяться в ватаги по 60-100 человек. Понятно, что такие «коллективы», разгуливающие по деревням, городам и весям, не могли не вызывать подозрений. Кроме того, скоморохов стали обвинять в грабежах (что было, скорее всего, оправдано). В начале ХVII века скоморохи стали преследоваться повсеместно, их отлавливали на улице и сажали в темницы. Отобранные музыкальные инструменты собирались в одну большую кучу и показательно сжигались.

В середине XVII века скоморохи были окончательно запрещены патриархом Никоном, который убедил царя Алексея Михайловича жёстко воздействовать на «бесовских людей». Это стало одним из главных событий в искусстве того времени. В царских указах об отмене скоморошества на Руси говорилось, что «скоморохов и слушателей их надобно бить батогами и уничтожать инвентарь». Да и поговорки к тому времени о скоморохах ходили не самые лицеприятные — «Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит», «Не учи плясать, я сам скоморох», «Скоморошья потеха, сатане в утеху», «Бог дал попа, чёрт скомороха», «Скоморох попу не товарищ».

***

Но «весёлые люди» не исчезли из поля зрения в последующие времена. Бродить по Руси под видом скоморохов стало опасно, бывшие скоморохи в массовом порядке стали переходить в ряды торговцев-разносчиков.

С 1700 года начинают встречаться первые исторические упоминания об офенях-ходебщиках и их искусственном языке. Название офени произошло скорей всего от заговоренного слова «Афины». Офенский язык являлся афинским языком в плане их связи с греческими торговцами, которых много переселилось в то время в Россию. Одно из прозваний офеней, — мазыки, недвусмысленно говорит о том, что офени были сопричастны музыкальной культуре, были своеобразными бродячими музыкантами. Интерес к офеням возник во многом благодаря их тайному языку. Не будь языка – не было бы и тайны, а не было бы тайны, не было бы и интереса. Офенский язык возник из слияния заимствований из разных языков и в результате искусственного словообразования. Возможно первые мазыки, завязывающие контакты с греками-торговцами, стали изобретателями нового языка.

Офенский язык очень быстро распространился по территории Российской империи, и стал закрытым, нелегальным языком торговых низов. Вот некоторые слова на офене:

бусать (или бухать) – пить,

хлить (или хилять) – течь, идти, бежать,

косать (позже коцать) – бить или резать,

дермоха — драка, колыга,

клога — брага,

здьюм — два клёво – хорошо, удачно,

псалуга — рыба,

поханя – хозяин,

совасьюха – мышь,

солоха – баба,

гомыра, дрябка – водка,

мастырить – делать, строить.

Некоторые из этих слов через триста лет в измененном или неизменном виде мы употребляем в разговорной речи до сих пор. Тайный язык офеней не мог не волновать государство. У офеней была налаженная торговая сеть, которая фактически никак не контролировалась. Государство их прижимало, но они отверчивались. Вертелись, запутывая следы, тарабаря на офене непонятные заветные заговоры, причащаясь луком, меняя обличья, уходили от опеки государства. Не было сообщества более закрытого, чем офени, но при этом более открытого в своем стремлении развить грамотность народа, показать другую сторону бытовой реальности.

Вот пример переделанных поговорок на офенском языке:

Ни кола, ни двора. – Ни брута, ни рыма.

Век живи, век учись – дураком помрешь. – Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись – смуряком отемнеешь.

Кто не работает – тот не ест. – Кчон не мастырит, тот не бряет.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. – Без мастыры не подъюхлишь и псалугу из дрябана.

Прошел огонь, воду и медные трубы. – Прохлил дрябу, дулик и фильные фошницы.

Муж и жена – одна сатана. – Муслень и елтона – ионый кульмас.

 

В XIX веке выпускались в свет словари офенского языка. Причём словари назывались русско-офенские. В.И. Даль очень много времени посвятил изучению офенского языка и включил много слов из этой речи в свой словарь.

Не менее интересен был феномен северной офени, торгового языка архангелогородских поморов. Сама «поморьска говоря», являясь уникальным явлением русской речи, после начала торговой деятельности на Белом море дала удивительную звуковязь из смеси русского-датского-шведского-английского языков. Этот язык понимали немногие. Он был таким же конспиративным, как язык офени. В произведениях Б. Шергина и С. Писахова взято много слов из поморской офени.

После этого становится ясно, как сформировался тюремный жаргон в конце ХIX века. Он вырос на языковой базе офенского языка в среде профессиональных уголовников, и офеня стала феней. В тюремную феню наряду с известными офенскими словами сильно вплелись топонимы из идиша-иврита. Шмон (в царских тюрьмах устраивали вечернюю поверку в 8 часов вечера), хаза (дом, двор), ксива (документ), атас (от ивритского — атуд), ништяк (ништак — мы успокоимся, что есть здорово, отлично), бугор (богер — взрослый, совершеннолетний), мусор (мосер – предатель, доносчик), блатной (с идиша — лист, записка, имеющий бумажку от нужного человека) и т.д.

Проявляется удивительная историческая нить, как скоморошество посредством определенных мутаций перешло сначала в мир торговых людей, а потом стало существовать в тюремной-воровской среде. При этом воры в законе выглядят отцами-скоморохами, знающими секреты фени на уровне тюремно-посвященных и являются мастерами проведения своих закрытых тюремных инициаций.

***

Если вернуться к сказителям-одиночкам, то они тоже никуда не пропали. Они продолжали ходить по русским селеньям и пели народные песни. Калики по Руси перехаживали долго. Вместе с известными народными сказами некоторые исполнители несли и своё авторское творчество. Только скоморошьи домры и сказительские гусли они меняли со временем на колёсные лиры, шарманки и другие инструменты. Но с тех же петровских времён они тоже стали собираться в ватаги. Особенно известны в истории братства слепых кочующих певцов, поющих под звуки колёсной лиры.

Удивительно сильно развилось в пределах Южной Руси, на землях, которые позже стали называться Украиной, кобзарство. Оно на Украине было уникальным культурно-историческим явлением, известным со времен основания Запорожской Сечи. Народные лирники и кобзари объединялись в организации с особенным устроением, своеобразной системой обрядов вступления новых членов, условиями их подготовки, обучением и особенностями поведения. Эти организации назывались кобзарскими (лирницкими) братствами или гуртами, в которых были свои «отаманы» (предводители, батьки), свои «сотники» и «десятники», «судди» (судьи), «скарбники» (казначеи) — что полностью повторяет сечевое устройство самого запорожского братства.

Скоморошьи театральные представления к XIX веку деградировали до уровня площадного и ярмарочного Петрушки. Петрушка сам по себе персонаж не русский. Он пришёл к нам из арабских стран, и уже его странная внешность с большим носом выдаёт его глубоко не славянское происхождение.

В XIX веке с развитием массового книгопечатания для народа появились сказители, или как их еще называли старинщики или былинщики, которые в фольклорной традиции рассказывали старинные былины и сочиняли истории в духе старины. Были известны Кирша Данилов, сказители Рябинины, Мария Кривополенова. Эти книжки пользовались спросом у начинающего обучаться грамоте народа.

XX век уже почти не нёс откровений народного духа. Почти всё творчество народа стало авторским, стало интеллектуализированно-личностным. Большую роль стала играть поэзия, проза, живопись, музыка, и наш народ создал немало мировых шедевров в мировой культуре.

От Александра Вертинского вплоть до наших дней активно идёт авторское сочинительство песен. В конце концов появилось бесчисленное количество авторских песен и самих авторов, рождённых от тотальной грамотности и доступности средств коммуникаций. Они заняли место сказителей и калик перехожих, кобзарей и лирников. Тюремно-блатной шансон занял место скоморошьих причитаний. Рок-н-ролл заменил нам протестную форму, которую несли скоморошьи площадные представления. Но истинные проявления духа русского народа, опускающиеся через творчество в век ушедший, хоть и не часто, но всё же встречались: С. Есенин, Н. Рубцов, В. Шукшин, В. Высоцкий, А. Башлачёв.

В наше новейшее время, вместо волхвов древности, мы постоянно встречаем в окружении властителей нашей державы разных сомнительных оккультистов, ясновидцев, целителей, гадалок, астрологов и предсказателей. В конце ХХ века к ним добавились экстрасенсы, контактёры и специалисты по биоэнергетике.

А вместо юродивых, скоморохов, придворных шутов в общество ворвалась бесчисленная толпа комиков, юмористов, актёров комедийного жанра, которые продолжают веселить — но больше не властителей, а утомлённых тяжелой повседневностью представителей народа.

***

Исчезновение исконного скоморошьего импульса с середины XVII века связано с тем, что Россия на всех уровнях подверглась процессу тотальной десакрализации. И не случайно жёсткие преследования скоморохов, носителей древнейших дохристианских традиций, были своего рода прелюдией гонения на самих христиан-староверов, верных традициям отцов. Время мифологии уходило в прошлое, сказы и сказки, переставали играть главенствующую роль в нашей истории.

Скоморохи своим творчеством помогли русскому этносу перешагнуть в эпоху души самосознающей, которая наступила на Земле с начала XV-го столетия. Ибо они несли импульс свободы, и их творческий потенциал переходил к народу, неординарно отражая действительность. Многие скоморошьи тексты растождествляли устоявшиеся понятия и несли новизну ощущений. Скоморошье слово во многом было построено на парадоксах, и обладающие парадоксальным мышлением скоморохи разгоняли освежающую волну, пробуждающе действуя на стереотипное мышление народа. Что заставляло народ думать и смотреть на мир иначе, прорываясь вперёд на пути самопознания.

В наше время появился разве что единственный по духу настоящий скоморох – А.Н. Башлачёв. Даже скорей его творчество было больше сродни его почти земляку Садко, сродни вещему Бояну. Через Александра с нами говорила душа русского народа, она нас пробуждала и ставила нам новые задачи на будущее. Мы не должны спать, мы должны хорошо понимать и чувствовать время, в котором мы находимся. Время колокольчиков уже прошло, наступает время колоколов, и медный колокол уже гремит набатом из небесных сфер. Человечество уже стоит на Пороге.

Кто отважится, подобно предтече скоморохов лирнику Орфею, спуститься в ад, чтобы вывести оттуда Жену-Человечество. Кто сможет так спеть о своём горе и разволновать так всё живое и неживое в мире, чтобы Боги были глубоко тронуты этой печалью и Стражи Порога пропустили бы простого смертного туда и обратно?

Пришедшее время колоколов повествует о пришествии новых скоморохов и новых сказителей, устремленных своими очами в будущее. Видящих связь между славным прошлым русского этноса и теми эволюционными задачами, поставленными перед нашим народом на будущее. Время пришло.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *