Выставка окарин и эксклюзивных кукол откроется 20 февраля в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

В здании Трапезной палаты Кирилло-Белозерского музея-заповедника строится выставка работ Народного мастера России Марины Васильевой «Окарина – глиняная флейта». В экспозицию вошли свистковые флейты, народные костюмы и куклы, созданные в единственном экземпляре.

Куклы М.Н. Васильевой не для игры, они объект коллекционирования, предмет интерьера. Мастер с точностью этнографа пытается передать не только внешний облик родных её сердцу «черепан», «белозёр», но и особенности их пластики, движения, мимики.

Много лет Марина Николаевна работает над созданием отдельных кукол и целых серий, где, она пытается отразить региональные особенности костюма. Её этнографические куклы всегда за работой. Женщины и девушки прядут, или плетут кружева, или идут по воду, мужчины плотничают или косят траву, или работают за гончарным кругом.

Не меньший интерес представляют окарины мастера, коллекцию из которых она собирала более 30 лет.

«Окарина – это духовой музыкальный инструмент, или аэрофон, – рассказывает М.Н. Васильева. – Она относится к классу флейт. Это свистковая флейта, имеющая замкнутый объем: в отличие от флейт в виде трубки – это флейта в виде сферы. И наконец, это флейта, сделанная из глины – глиняная или земляная сосудообразная свистковая флейта.

История окарины как полноценного музыкального инструмента началась со второй половины XIX века. Однако она имеет очень богатую предысторию. Инструмент, предшествующий окарине, ее прототип – глиняная свистулька – появилась, когда человек впервые научился обжигать глину и делать из нее различные вещи для своего обихода. География находок весьма обширна – это Индия, Китай, Корея, Япония, Египет, Македония, Румыния, страны Средней Азии, Африки и Американского континента. Примитивные свистковые инструменты играли в жизни наших предков значительную роль. Их применяли для звукового сопровождения различных религиозных обрядов и праздников, а также и как традиционную детскую забаву.

На Руси свистульки появились не позднее X века. Самые ранние экземпляры найдены Д. В. Милеевым на раскопках Десятинной церкви в Киеве. Более двадцати археологических находок свидетельствуют о массовом их изготовлении в Древнем Новгороде. Там найдены свистульки с двумя игровыми отверстиями в форме капли, птицы или коника. Но особую популярность свистульки приобретают в XIV – XV веках. В Москве при раскопках в устье реки Яузы на территории бывшей Гончарной слободы удалось найти 265 игрушек и фрагментов XVI — первой половины XVII века. На протяжении тысячи лет на Руси лепились глиняные птички, излюбленные коники, медведи, собаки.

Особое место занимают глиняные свистковые флейты индейцев Мезоамерики. Первые американские керамические флейты появились не раньше 3-х тысяч лет назад, а уже к 600 году до н.э. глиняные инструменты народа майя имели полноценное свистковое устройство и диатонический строй. По преданию, завоеватель Мексики, испанский конкистадор Эрнан Кортес в 1527 году привез в Европу группу ацтеков – танцоров и музыкантов – для развлечения королевского двора Карла V. Выступление индейцев настолько впечатлило короля, что было решено отправить их в турне по странам Европы. Так глиняная флейта оказалась в Европе в первой половине XVII века».

На выставке будут представлены глиняные музыкальные инструменты. В основной ее части показана историческая ретроспектива развития окарины: старинные окарины конца XIX – первой половины XX века, окарины второй половины XX века, современные окарины. Также работы Народного мастера России М.Н. Васильевой.

Выставка окарин будет работать в здании Трапезной палаты музея-заповедника с 20 февраля по пятое апреля 2021 года. Ждём вас с 9:00 до 18:00. Выходной – понедельник.

 

Пресс-секретарь Кирилло-Белозерского музея-заповедника

 Мария Хаустова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *