Ректорское сообщество обсудило в Президентской библиотеке проблему введения курса теологии в гуманитарную систему знаний вузов России

В Президентской библиотеке в рамках II Всероссийской научной конференции «Теология в научно-образовательном пространстве» состоялся круглый стол на тему «Теология как ценностно-мировоззренческий и педагогический ресурс развития современного российского университета». Организатором мероприятия выступил Межрегиональный центр духовно-нравственного просвещения и межрелигиозного сотрудничества НОТА (Научно-образовательная теологическая ассоциация) в Санкт-Петербурге при поддержке Совета ректоров Северо-Западного федерального округа и Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в СЗФО.

«Всецело поддерживая идею внедрения теологического образования в вузах на фоне происходящих в мире негативных процессов, исходим из того, что более эффективного инструмента гармонизации социума, чем тот, что содержится в современных религиях, нам не найти», – сказал в начале обсуждения Владимир Угрюмов, главный советник Департамента по вопросам внутренней политики Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

С этим положением соглашались в дальнейшем другие участники обсуждения.

Начав своё приветственное слово с того, что нынешняя встреча происходит в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода, исполняющий обязанности генерального ди⁠ректора Президентской библиотеки Валентин Сидорин рассказал о вкладе библиотеки в создание масштабной коллекции «История Русской православной церкви», куда вошли цифровые копии рукописных раритетов – «Остромирово Евангелие»,«Лаврентьевская летопись», а также фундаментальные труды, принадлежащие перу значимых церковных деятелей и историков церкви. «Государство остаётся сильным, – отметил Валентин Сидорин, – только полноценно взаимодействуя с традиционными религиями, которые исповедуют населяющие его народы. Возвращение основ теологии в вузовские программы сделает наше общество по-настоящему прочным и толерантным».

Поблагодарив недавно назначенного ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии епископа Петергофского Серафима (Амельченкова) и епископа Гатчинского и Лужского Митрофана (Осяка) за участие в совместных просветительских проектах, Валентин Сидорин вручил преосвященным владыкам читательские билеты Президентской библиотеки.

Раскрывая в своём выступлении тему «Традиции российского ислама в воспитании вузовской молодёжи», председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России муфтий Равиль-Хазрат Панчеев подчеркнул, что государственная власть может быть устойчивой только через систему образования, в основание которой положены фундаментальные ценности, и религия – их неотъемлемая часть.

«С помощью системы образования цивилизация воспроизводит себя самоё, одновременно сохраняясь и модифицируясь; посредством этого культура сама себя культивирует», – высказал своё мнение ректор Русской христианской гуманитарной академии Дмитрий Богатырёв. Он убеждён, что христианство в его православной традиции будет и впредь являться фактором развития российской цивилизации.

Председатель Научного совета НОТА Дмитрий Шмонин изложил свои представления о вызовах времени, которым следует активно противостоять: это глобализация и захват цифрового пространства бездуховными адептами тотальной информатизации. В качестве примера докладчик упомянул обнаруженную им в Рунете заявку на бюджетное финансирование проекта «Мы строим виртуальный мир во имя духовного развития юношества». «Подобные проекты западного типа, – отметил доктор философских наук, – пронизаны, как правило, установками на чисто карьерные устремления, зачастую эгоистические задачи личностного роста, на умение прагматически достигать поставленных целей. Они далеки от истинных нравственных устремлений».

Ведущие представители ректорского сообщества, участники круглого стола в Президентской библиотеке пришли к выводу, что присутствие теологии в качестве дисциплины в вузах поможет развитию качественной и современной системы ценностно-мировоззренческого образования, а также духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания в молодёжной вузовской среде.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

305-16-21 (доб.265)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *