16 февраля — память праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны

Праведные Симеон Богоприимец и пророчица Анна

По традиции, после главных (двунадесятых) праздников православная церковь чтит память участников тех евангельских событий, которым они посвящены. Так, после праздника Сретения Господня она вспоминает праведного старца Симеона и пророчицу Анну.
Праведник Симеон, упоминаемый в Евангелии от Луки, был, по свидетельству евангелиста, одним из избранников Божиих, которому было возвещено, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия — Христос. Однако сам апостол Лука сообщает о нем лишь вскользь, а подробности его жизнеописания известны исключительно по апокрифам, рисующих его, скорее, как фигуру легендарную.
Так, по преданию, когда египетский царь Птоломей II Филадельф (285-247 до н.э.) пожелал пополнить знаменитую Александрийскую библиотеку текстами священных книг, он пригласил из Иерусалима книжников. В числе 70 прибывших в Александрию переводчиков был и праведный Симеон. Ему выпало переводить книгу пророка Исаии, и прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7,14), он решил, что слово «дева» употреблено ошибочно, вместо слова «жена». Симеон хотел исправить текст, но в этот момент ему явился ангел и удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».
Однако современные исследователи полагают, что легенда, связывающая Симеона Богоприимца с Септуагинтой (переводом «70-ти толковников»), достаточно поздняя – о том, что он имел какое-то отношение к этому переводу ничего не говорится ни в толкованиях святоотеческой эпохи на Евангелие от Луки, ни в очень подробных комментариях к этому Евангелию блаженного Феофилакта Болгарского (1078-1107), где Симеону Богоприимцу посвящено немало строк.
Легенда эта появилась, по одной из версий, уже в зрелом средневековье, причем, скорее всего, сперва у христиан-сирийцев. От них она перешла к христианам-арабам, к грекам, а от греков – к славянским народам. Западному христианству эта легенда не известна.
Между тем, рассказ о том, как родители принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм и как старец Симеон признал в нем Мессию, занимает немаловажное место в Евангелии от Луки. Христианская традиция всегда видела в нем символ преемственности Ветхого и Нового Заветов. Даже ученики Иисуса не сразу поняли, что Иисус – Мессия, а старец, олицетворяющий Ветхий Завет, знал это с самого начала.
Но поскольку в древнем мире (да и в средневековье) важную символическую роль играли числа, в легендарном жизнеописании Симеона Богоприимца они появляются не случайно. «Семьдесят» — число символическое: именно столько старейшин помогали Моисею вести народ через пустыню и было свидетелями того, как Бог дал ему Закон. В свою очередь, 70 переводчиков греческой Библии как бы продолжают дело Моисея, сделав этот Закон понятным для грекоязычной диаспоры. Это – символ преемственности между эпохой Моисея, когда Израилю был дарован Закон, и эпохой перевода этого Закона на греческий язык, который в то время был языком всего Восточного Средиземноморья.
Для христианской традиции пророчество Исаии о том, что «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7:14) — ключевое, связывающее Ветхий и Новый Заветы. Но вокруг него всегда шла дискуссия с евреями, которые читали его как «молодая женщина во чреве приимет» и, как правило, соотносили это пророчество с рождением царя Езекии. Именно в контексте этой полемики и возникает образ Симеона как переводчика. Он — праведный еврей, воплощение Ветхого Завета, сперва усомнившись, затем уверовал и написал «Дева…», после чего был удостоен увидеть исполнение пророчества в Новом Завете.
Согласно Протоевангелию Иакова, Симеон стал священником Иерусалимского Храма после убийства в нем Захарии, отца Иоанна Крестителя.
В день, когда родители Иисуса пришли в Храм, чтобы по закону принести жертву за родившегося первенца мужского пола, Симеон по вдохновению тоже явился в Храм и там, взяв младенца на руки, произнес благословения, от которых происходит знаменитая песнь «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».
После этого Симеон обратился к Богородице с пророческими словами: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35). Это пророчество легло в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение».
Христианская традиция считает, что Симеон скончался сразу после событий Сретения.
По наиболее распространенному варианту легенды (изложенному, в частности, у святителя Димитрия Ростовского), Симеон прожил 360 лет. Это — число дней в году (не в нашем календарном году, стремящемся к астрономической точности, а в архаическом лунно-солнечном календаре, где год — это 12 месяцев по 30 дней). Соответственно 360 лет — это «год годов», полный цикл, в котором столько же лет, сколько дней в году. Когда легенда говорит нам о том, что Симеон прожил 360 лет, это означает, что он, сказавший «Ныне отпущаеши…», прожил свое «полное время», полностью завершил отмеренный ему срок.
«Тут была также, — повествует далее евангелист Лука, — Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2: 36-38).
После Сретения Анна стала проповедовать, что пророчества сбылись и Мессия пришел. Таким образом, она стала единственной женщиной-пророчицей в Новом Завете.
К сожалению, никаких памятных мест, связанных с ней, не сохранилось. А вот место, где, по преданию, в Иерусалиме был дом святого Симеона, в 1859 году купил монах Аврамий из города Мадита, бывший тогда поверенным по постройкам Греческого монастыря. Он произвел там раскопки и обнаружил вырубленные в скале гробницы. Эти погребальные пещеры и были признаны местом погребения праведного Симеона. Сейчас там православный храм святого Симеона Богоприимца.
Могила праведного Симеона находится в его боковом левом приделе. Но эта могила пуста – мощи святого еще в VI веке были перенесены в Константинополь, а оттуда в XIII веке после IV крестового похода в числе множества других реликвий были увезены на Запад. Считают, что святыня предназначалась для дальнейшего перенесения в Венецию, но шторм на Адриатическом море заставил судно с реликвиями причалить к побережью, которое ныне входит в состав Хорватии, и мощи святого Симеона так и остались там, в городе Задаре. Только в октябре 2010 года их передали представителям Иерусалимского патриархата.
А десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца до сих пор хранится в кафедральном соборе Ахена (в Германии) в украшенном драгоценными камнями реликварии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения и происходит знаменитое на весь мир Ахенское паломничество.
.
Источник: https://ria.ru/20190215/1550746457.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *