Dave HIRONS — Дружба

Dave HIRONS

Ковентри, Англия

 

Перевод с английского. Стиль и орфография переводчика сохранены.  

Дружба

 

Я написал это для конференции, посвящённой Мосулу, которая должна была состояться в этом месяце в Ковентри, и, поскольку я чувствую, что она имеет большое значение сегодня, в это важное и значительное время, я хотел бы поделиться моими мыслями здесь и сейчас.

.

Конфликты и разрушения происходят сегодня во всех частях нашего мира.

Природные катаклизмы мы, возможно, можем понять — называем ли мы их “актом Бога” или приписываем их силам, воздействующим на нашу планету, поскольку они демонстрируют свою силу и неизбежность.

С другой стороны, конфликт — это человеческое, если можно так выразиться, “рукотворное” явление. Этого не должно было случиться, но случилось. В связи с темой сегодняшней конференции уместно задать вопрос о том, как и почему это происходит и как мы могли бы сыграть свою роль в том, чтобы не только смягчить его, но и предотвратить в целом.

Каиф (CAIF) был основан в 1962 году группой людей, обеспокоенных тем, как развивается современный мир (CAIF расшифровывается как “Aссоциация Mеждународной Дружбы Ковентри”). Я сомневаюсь, что должен напоминать кому-либо из вас, но это было время, когда мир всё еще был, так сказать, политически биполярным, где господствовала идеологическая и территориальная борьба между Востоком и Западом, между капитализмом и коммунизмом. И эта оппозиционная поляризация нашла свое воплощение в противостоянии между двумя государствами — США и Советским Союзом по поводу размещения ядерных ракет на острове Куба, расположенном не более чем в 90 милях от Флориды — полуострова в юго-западной части Североамериканского материка.

В октябре 1962 года мир оказался на грани начала атомной войны, возможности которой многие люди смертельно боялись. В этом случае фактической войны между этими двумя так называемыми «сверхдержавами» удалось избежать, но идеологическая борьба переросла в другие пожары, как, например, в форме Вьетнамской войны, которая распространилась на более широкий восточно-азиатский регион, охватив Камбоджу и Лаос; в форме борьба за независимость, когда гражданские беспорядки  разгорелись в Африке и Южной Америке; наконец в форме реального выражения военной мощи, предъявленной миру государством Израиль, впервые с момента его основания в мае 1948 года.

В течение последующих 50 лет, с 1970 по 2020 год, военные столкновения продолжались во многих “горячих точках мира» — часто описываемых без сознательной иронии, как “театры военных действий” — во многих странах и на разных континентах. Эти конфликты были слишком многочисленными, чтобы    их всех перечислить здесь сегодня.

Как я уже говорил, КАИФ был создан в ответ на ужасную ситуацию, в которой могла бы начаться еще одна мировая война, только на этот раз с ещё более разрушительными последствиями — для гражданского населения и для планеты, нашей экологической среды, биосферы.

Мы знаем, что сегодня технология ведения войны настолько продвинулась вперед в стратегии и реагировании, что вполне возможно, что кто-то сидит в бункере где-то в пустыне Невада и уничтожает жизнь противника в окрестностях Багдада. Или деградирует ландшафт и делает его непригодным для жизни.

Что это за мир, и во что мы превратились, как ненавидящий себя, саморазрушающийся вид!

На переднем плане целей Каиф стоит идея-вера в силу дружбы. О необходимости дружбы между отдельными людьми и между людьми-группами, местностями, городами, странами-для преодоления подозрительности и страха перед “другим » — термином, который олицетворяет верховенство и который часто используется для характеристики подчинения одного индивида, одной этнической группы другому. И именно через дружбу, через распространение дружбы и воспитание дружбы между нациями и их народами мы могли бы надеяться положить конец стремлению к доминированию и уменьшить число случаев конфликтов, если не искоренить их.

*

Дружба между незнакомыми людьми, которые сначала становятся новыми друзьями, а затем, надеюсь, старыми друзьями, может быть больше, чем дружба внутри семьи, как говорится, “вы можете выбирать своих друзей, но не свою семью”.

Семьи сосуществуют, но иногда они распадаются. Дружба создаётся через общие интересы, амбиции, потребности, общие цели и поддерживается, и подкрепляется взаимной доброй волей, чтобы иметь долголетие.

Но в то время, как дружба может быть рождена из душевного родства, она также живет и тайнами — как мы можем действительно хорошо узнать кого-то другого? Мы можем развивать близость и привязанность, но это может оставаться смешанным с загадками инаковости. Здесь могут быть похожие черты общего опыта, но также и тайна.

И если, как говорил Аристотель, дружба также является «зеркалом для себя», то что же происходит, когда зеркало отражает радикально иной опыт и иное представление о себе, как о человеческом разуме, о твоём физическом облике — со всеми вытекающими отсюда последствиями? Не влияет ли наша внешность, история каждого из нас, как личности, и наша идентичность в определённом социуме на наши реакции?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно отбросить наше преобладающее чувство собственного «я», сублимировать любое чувство различия и принять друг друга, именно как друга.

Если конфликт — это попытка выразить или даже применить силу, основанная на древних, исторически укоренившихся идеях идентичности и власти, то дружба должна быть противоположностью-антитезой этому. Скорее, дружба должна быть добровольной капитуляцией, необходимостью отказаться от борьбы за территории и идеи в пользу принятия различий. А любопытство и принятие различий — это отправная точка дружбы, за которой следует уважение, а затем доверие. Спроецируйте это от индивидуума на национальную и международную точку зрения, и что мы должны получить? Можно было бы надеяться на более мирный и безопасный мир, в котором будут жить будущие поколения.

Эти представления о дружбе имеют непосредственное отношение к причинам войн и разрушений. Подозрительность, территориальная зависть, религиозная оппозиция, экономическая конкуренция за рынки, ресурсы и сырье, стремление к этническому господству и политическому контролю — вот лишь некоторые из факторов, которые приводили к возникновению войн, особенно в нашу собственную эпоху.

На этой конференции мы услышим выступления представителей некоторых крупных европейских городов, которые были подвержены конфликтам и разрушены во время Второй мировой войны, которая велась против всего человечества с помощью бесчеловечной идеологии.

Каждому из докладчиков было предложено поразмыслить над своим собственным опытом выживания во время войны и над последствиями военного конфликта для их окружения. Чтобы пролить свет на то, как государство, в котором они жили, и гражданское общество, членами которого они являлись, объединились, чтобы возродить свои города после разрушения.

Это представители Ковентри, Волгограда (Сталинграда), Санкт-Петербурга (Ленинграда), Дрездена и Киля.

*

Я написал этот текст в то время, когда мы были обеспокоены бедственным положением народа Мосула в Ираке, который постоянно подвергался уничтожению, как своего наследия в виде физической среды своего города, так и, что не менее важно, гражданского общества, которое связывало его,  как народ.

Я начал мой текст с того, что сосредоточил внимание на вековой склонности человеческого рода к ведению войны, к причинению разрушений посредством конфликтов, и задался вопросом, почему мы постоянно боремся за то, чтобы примириться с нашим стремлением к воинственности и почему мы не можем отбросить его в пользу более благоприятного и внимательного отношения и системного подхода к совместному проживанию на нашей планете. В течение последних нескольких недель и месяцев мы узнали, возможно, это было бы лучшим описанием, что биосфера, в которой мы живем, сама по себе также способна вести свою собственную войну против нас, и мы изо всех сил пытаемся понять и сформулировать ответ на эту естественную форму разрушения.

Некоторые могут попытаться приписать это с глубоким подозрением тому, что нынешняя пандемия является результатом нового изощрённого варианта ведения войны одной нации против другой, одного народа против другого, войны “другими средствами“, — в то время как “другие” могут иметь иную интерпретацию, как ”акт самого Бога». Но какой бы позиции мы ни придерживались, это было ошеломляющим напоминанием о силах, которые существуют практически вне нашего собственного контроля, за исключением радикального изменения способов, которыми мы живем.

Но, независимо от занимаемой нами позиции, это было потрясающим напоминанием о силах, которые существуют практически вне нашего собственного контроля, за исключением радикального изменения того, как мы живем.

Если реакция на борьбу с пандемией и ее последствиями приведет к усилению конкуренции и новым формам конфликтов, то будущее будет весьма мрачным и еще более разрушительным.  Независимо от того, какого происхождения коронавирус Covid-19, возможно, в истории человечества не было других периодов, когда бы мы нуждались в дружбе, солидарности и сотрудничестве между людьми больше, чем сейчас.

Без этого мы вполне можем быть обречены.

 

 

Личный взгляд Dave HIRONS

 CAIF во времена коронавируса — бюллетень 77 Каиф (CAIF), апрель 2020 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *