Мобильные телефоны на школьных уроках мешают учебному процессу: школьникам достаточно планшета с учебными программами и интерактивной классной доски, заявила министр образования России Ольга Васильева. При этом министр считает, что запрещать мобильные телефоны — это прерогатива каждой школы.
Федеральное агентство новостей попросило прокомментировать заявление министра психиатра Рината Галиева
— Как, с точки зрения психиатрии, вы объясните тягу школьников к мобильным телефонам? Зачем они на уроках?
— Я бы поставил вопрос шире: не только телефонов, и не только на уроках. Как объяснить тягу к виртуальной реальности? Проблема заключается в том, что школьники — да и взрослое население — попадают в зависимость от этой виртуальной реальности. Она смещает сознание человека, он начинает испытывать проблемы в контактах, в общении с реальным миром.
— В Великобритании мобильные телефоны запрещены в абсолютном большинстве школ.
— Там с проблемой столкнулись раньше чем в России. Наши аналитики пока еще не занялись всерьез этим злом. И разработчики виртуальных развлечений не задумываются над проблемой. А психиатры уже сталкиваются с серьезными отклонениями в психике. С социальной диссоциацией, клиповым мышлением, расщепленным сознанием. При этом я говорю не о генетической патологии как таковой, а о наведенной патологии. У меня есть пациенты, которые очень много время проводят в виртуальной реальности — они в ней работают. У них нарушается сон, возникают проблемы с позвоночником, они часто становятся просто больными людьми.
Страдают шизофренией — расщеплением сознания. Интроверсией — уходом от социальной реальности. Они ограничены в социальных контактах — человек теряет навыки социального общения. Эти навыки заменяются общением через SMS, социальные сети, чаты и так далее. Еще одна проблема в том, что старшеклассники, играя на мобильнике, рискуют стать асексуальными.
— Может ли телефон заменить ребенку живое общение?
— Одна мама мне сказала: «Я хотела бы, чтобы мои дети общались друг с другом и с учителями вживую». Проблема образования — в идентичности ученика с учителем. Образование — это воспитательный процесс, предполагающий взаимодействие с живым педагогом, а не просто процесс информирования. Понимаете разницу? Дети с телефонами в руках взаимодействовать с учителями не хотят, потому что считают, что и так уже знают достаточно много. На самом деле, они только лишь информированы, но не образованы.
В школе учитель должен быть символическим родителем. Он должен удовлетворять первичные потребности ребенка в общении, так же, как мама или папа. Потому что эти потребности, в конце концов, формируют личность человека. Поэтому живое общение не заменить ничем. Никакой виртуальной дистанцированостью. Подросток, который постоянно общается с мобильным телефоном — и этот телефон заменяет ему все — может во взрослом состоянии стать абсолютно нежизнеспособным. Собственно говоря — отсюда вопрос, поднятый министром образования.