Как на Руси отмечали Масленицу

Рассказывают уникальные издания и их цифровые копии Президентской библиотеки

Масленичная неделя в этом году будет продолжаться с 28 февраля по 6 марта. В народе с давних времён Масленицу любили, ждали, называли её «честнАя», «широкая», «разгульная». Подробно о том, как отмечали один из самых ярких праздников на Руси, можно узнать, обратившись к уникальным изданиям, цифровые копии которых доступны на портале Президентской библиотеки.

«Русская масляница… ведёт своё начало из языческого праздника, совершавшагося предками нашими в честь Волоса, скотья бога», – рассказывает искусствовед Иван Божерянов в историческом очерке «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» (1894).

Все дни сырной (масленичной) недели имели свои особые названия и значение: встреча – понедельник, заигрыши – вторник, лакомки – среда, разгул – четверг, тёщины вечерни – пятница, золовкины посиделки – суббота, а завершал празднества целовальник, прощёный день – воскресенье.

«В первый день масляницы русский народ справляет встречу чистой масленицы – широкой боярыни», – пишет Иван Божерянов. К этому дню Масленицы на Руси устраивали всевозможные качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. С самого утра в день «встречи» с праздничными скороговорками детвора выбегала на улицу строить снежные горы, а сбегали с них под крики «приехала Масленица, приехала Масленица!». Однако же относились к весёлой традиции в народе со всей серьёзностью: «Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину – жить в горькой беде, а то при старости лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног».

Выпекание блинов с незапамятных времен остаётся неизменной традицией, символизирующей весеннее солнце. В прежние времена эта традиция носила в себе ещё и поминальный смысл, а первый блин отдавался «нищей братии на память усопших».

Во второй день празднеств – «заигрыши» – соседи приглашали друг друга отведать блинов, «матушки посылали позываток с наказом: „у нас – де горы готовы и блины напечены – просим жаловать“». Интересно, что масленичные удовольствия клонились к сватовству, чтобы после Великого поста непременно сыграть чью-то свадьбу. Не зря вторник назывался «заигрыши», в этот день, после всех угощений, гостей отпускали кататься на горки, где женихи за праздничными забавами смотрели в оба, выбирая себе невест.

В третий день, «лакомки», тёщи принимали своих зятьёв на блины, а для «забавы любимого зятя» звали в гости всех своих родных.

В широкий четверг, или «разгул», начиналось самое веселье: народ развлекался катаньями по улицам, разными играми и кулачными боями.

На «тёщины вечерни», в пятницу, наступала очередь зятьям угощать своих тёщ. Следуя традиции, накануне вечером зять должен был лично пригласить тёщу, а утром прислать парадных «позываток». И чем больше народу приходило звать тёщу к зятю на блины, тем больше было почестей, которые он ей оказывал.

В субботу, на «золовкины посиделки», главным действующим лицом становилась молодая невестка, которая приглашала своих родных к себе в гости.

Последний день Масленицы, «проводы», или, как его ещё называли, «целовальник», сопровождался на Руси различными обрядами. Например, проводы в Симбирской, Саратовской и Пензенской губерниях состояли в разъездах по городу. Картина действия была такова: «Для поезда сколачивали несколько дровень и саней. В передние ставили столб и на него клали колесо, на которое сажали мужика, опытнаго в разных забавах и причитаниях. Вместо лошадей запрягали разукрашенных людей. Такой поезд разъезжал по всем улицам; впереди и вокруг него пели, играли и плясали скоморохи и колоброды, приходившие из деревень забавляться с городскими весельчаками», – пишет Божерянов.

Традиция сжигания чучела Масленицы – самая яркая и красочная из всех дошедших до наших дней. Божерянов описывает праздник в городе Нерехте Костромской области: «Вечером после всех гуляний и забав выходит молодой народ: женщины и мужчины, девицы и дети из своих дворов с соломою. При пении песен сжигается солома». В «целовальник» было принято одаривать своих родных пряниками, медовиками и коврижками. В последний день Масленицы следовало особенно «прощать» и одаривать кума с кумой. «В деревнях самый почтенный подарок для кума состоит из полотенца, а для кумы – из бруска мыла». Прощение между родственниками происходило вечером: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощенья; после них приходили все близкие знакомые. В Прощёное воскресенье соломенное чучело в женской одежде или деревянную куклу, олицетворявших Масленицу, хоронили или сжигали.

«Последние два дня на сырной неделе, (субботу и воскресенье)… посвящают на испрашивание друг у друга прощения. Встретясь, даже на улице… целуются, говоря: „прости меня, в чём я тебя обидел, умышленно и неумышленно, делом или словом“. – Бог тебя простит и Божия Матерь, – отвечает ему другой, – и в знак примирения целуются», – пишет этнограф Александр Терещенко в издании «Быт русского народа» (1848).

 «В этом пёстром празднике народном, оканчивающем зиму, ясно открывается смесь стихий древняго языческаго обряда с христианским обычаем, отечественного с чужестранным, стариннаго с новым…» – заключает Иван Снегирёв в книге «Русские простонародные праздники и суеверные обряды».

Во всей широте проявляли себя в эти дни русские удаль и безудержная натура; люди пели, плясали, веселились – запасались терпением, чего требовал следующий за Масленицей Великий пост, о строгих установлениях которого также подробно написано в старинных книгах, электронные копии которых хранятся в фонде Президентской библиотеки.

Источник:  пресс-служба Президентской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *