Крузенштерн «сам взялся доказать, что русский флот может полагаться на свои силы»

«Крузенштерн хотел познакомить русский флот с океаном, хотел поднять его значение в глазах морских держав, хотел развить качества русских моряков и поставить их на такую степень опыта и знания дела, чтобы они способны были выполнять с успехом и те многотрудные требования, с которыми сопряжены обширнейшие морские предприятия», – отмечено в издании «Адмирал И. Ф. Крузенштерн. Первый русский плаватель вокруг света» (1873), ознакомиться с которым можно на портале Президентской библиотеки.

В следующем году мировое сообщество отметит 250-летний юбилей Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770–1846), а в этом году 19 ноября исполняется 249 лет со дня его рождения. Хочется отметить, что в фонде Президентской библиотеки представлено большое количество материалов, посвящённых И. Ф. Крузенштерну –руководителю первой русской кругосветной экспедиции, автору первых научных трудов по морскому делу, адмиралу, а впоследствии директору Морского кадетского корпуса. Его беспримерный вклад в развитие русского флота подтверждают электронные копии книг, доступные на портале Президентской библиотеки, в том числе в рамках коллекции «Первое русское кругосветное путешествие», которая включает исторические документы, исследования, атласы, карты и многое другое.

Из книги «Русские кругосветные путешествия. От Крузенштерна до «Седова»» (2014) можно узнать уточнённые данные о жизни Ивана Фёдоровича. Выросший в окрестностях города Ревеля (Таллин) он происходил из остзейских немцев, давно находившихся на русской службе. Образование получил дома и в училище при Ревельской кирхе. В 15 лет Крузенштерна определили в Кронштадтский морской корпус, однако по причине начавшейся войны со Швецией он был досрочно выпущен для участия в военных действиях.

Уже в первых боях проявились лучшие качества Крузенштерна, судя по свидетельствам, приведённым в этом сборнике: «Доказательством, что Крузенштерн тогда уже был в состоянии отличиться, и был замечен, служило то, что ему дали почётное поручение взять флаг побеждённого корабля и доставить на «Мстислав» как самого адмирала, так и капитана шведского корабля. За участие в этом сражении Крузенштерн был произведён в лейтенанты».

За тревожным военным временем последовали дни однообразной тишины, тяготившей Крузенштерна. «Но, к счастию, – говорится в «Морском сборнике. Т. 102, № 6», – он был щедро наделён от природы тем, что преимущественно возвышает человека, отличает высокие дарования от обыкновенных – именно пытливым умом, беспрерывно, в силу собственного побуждения, стремящимся расширить круг своих знаний и постоянно увеличивать сферу своей деятельности. Англия, с ея богатою опытностию, манила к себе Крузенштерна».

В 1793 году 22-летний лейтенант Иван Крузенштерн отправился «учиться морскому делу настоящим образом» в Англию в числе лучших молодых офицеров. Среди них были Лисянский, Головнин, Беллинсгаузен и другие, ставшие впоследствии известными мореплавателями. На английских судах Иван Фёдорович ходил в плавания к берегам Северной Америки, Антильским островам, в Индию и даже в Южный Китай, но всё чаще задумывался о собственной экспедиции. Он был озабочен тем, что «все страны земного шара торгуют на морях мира, лишь Россия исключена из их числа, а ведь Россия так хорошо расположена для морской торговли».

Первый проект кругосветного плавания Крузенштерн составил по возвращению на родину в 1799 году. Мореплаватель предлагал регулярно посылать корабли в северную часть Тихого океана для охраны наших колоний и снабжения их всем необходимым, начиная с хлеба. Как известно, русские были первыми европейцами, основавшими поселения на северо-западном побережье Америки, вдоль которого вёлся промысел морского зверя, развивалась торговля. Проект был подан в Адмиралтейство, но его отклонили.

Только в 1802 году, в начале правления императора Александра I, дело получило ход. Инициаторы «кругосветки» сумели убедить царя, что снабжение колоний выгодно не иначе как посредством морского сообщения. «До того доставлялось всё нужнейшее через Якутск в Охотск сухим путём, к чему употреблялось ежегодно более 4000 лошадей, и вот возвысили цены на всё, а в Охотске до крайности. Так, например, пуд ржаной муки стоил там 8 рублей, тогда как в Европейской России продавался по 40 или 50 копеек. Перевоз якорей и канатов казался совсем невозможным…».

На этот раз проект был одобрен. Этапы подготовки и проведения знаменитой экспедиции подробно описаны в фундаментальном труде Крузенштерна «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева»», с электронной копией которого можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.

Для экспедиции выделили два шлюпа: «Надежда» и «Нева», И. Ф. Крузенштерн был назначен командиром, а его помощником – Юрий Фёдорович Лисянский. Подробные рекомендации, маршруты и ожидания мореплавателей можно найти в рукописном документе «Инструкция Главного правления Российско-Американской компании начальнику первой русской кругосветной экспедиции капитан-лейтенанту И. Ф. Крузенштерну», доступном на портале Президентской библиотеки.

Кроме сокрушительных штормов, порой рвавших паруса, за время экспедиции на борту обоих парусников чего только ни происходило… «Чем дольше длилось плавание, – говорится в богато иллюстрированной книге «Русские кругосветные путешествия. От Крузенштерна до «Седова»», – тем скуднее становилась пища. Три раза в неделю ели солонину. Иногда хорошим дополнением к столу были пойманные тунцы или макрель».

В подобных суровых условиях участникам экспедиции нужно было не просто выжить, но ещё и вести тригонометрическую съёмку, делать записи в личных дневниках наблюдений. Крузенштерн отвечал за весь корабль и экипаж, руководил навигационными и астрономическими наблюдениями, вёл большую научную работу. Обо всём этом можно прочесть в электронной копии издания «Адмирал И. Ф. Крузенштерн. Первый русский плаватель вокруг света».

Через три года Крузенштерн вернулся из кругосветного путешествия «с богатою добычей научных сведений». На карту мира были нанесены новые острова, проливы, рифы, бухты. Русским мореплавателям удалось изучить различные течения и открыть межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах. И в России, и за её пределами Крузенштерн заслуженно считался лучшим гидрографом Тихого океана. Отчёт руководителя экспедиции был переведён на европейские языки и стал достоянием не только специалистов, но и широкой публики. В результате ни Англия, ни Франция, ни Голландия не могли сравниться с Россией по числу исследовательских плаваний в первой половине XIX века. Последние 16 лет Крузенштерн служил директором Морского кадетского корпуса. При нём были введены новые предметы, расширена библиотека и с «соизволения» императора учреждён особый офицерский класс для наиболее способных кадетов. Получив возможность работать в этом направлении, Крузенштерн прославил русский флот целым рядом «драгоценных сочинений, которые признаны были всем образованным миром достойными полного внимания». Так русский флот оснастился отечественной учебной литературой, которая используется и в наши дни.

При всей своей многосторонней деятельности Крузенштерн до последних месяцев жизни неутомимо трудился над усовершенствованием и исправлением своих карт.  Привлекаемый к подготовке и снаряжению новых экспедиций Иван Федорович неустанно убеждал коллег, что русские матросы по понятливости, терпению и усердию стоят выше английских и прочих матросов. Эту уверенность он вынес из собственного опыта, о чём свидетельствует издание «Морской сборник. Т. 102, № 6». Всю свою жизнь Крузенштерн положил на то, чтобы «доказать, что русский флот может полагаться на свои силы. <…> Как важно было возбудить в русском флоте сознание того, к чему он способен»!..

.

Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *