О первом царе из дома Романовых – в фонде Президентской библиотеки

22 июля 2018 года исполняется 422 года со дня рождения основателя российской царской династии Михаила Фёдоровича Романова. Подробно о времени правления первого русского царя из династии Романовых можно узнать из масштабной цифровой коллекции «Династия Романовых. Земский собор 1613 года», которую можно открыть на портале Президентской библиотеки.

В подборке представлены, например, электронные копии книжных раритетов «Царствование царя Михаила Феодоровича и взгляд на междуцарствие» В. Берха (1832), «Книга об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Фёдоровича» (1856), «Первый царь из дома Романовых Михаил Феодорович» А. Бельковского (1913), «Избрание Михаила Фёдоровича на царство» М. Дьяконова (1913).

Как пишут вышеперечисленные авторы, начало правления Михаила Фёдоровича Романова положило конец Смутному времени – тяжёлому периоду для Руси, берущему начало в 1598 году после смерти царя Фёдора Иоанновича, сына Ивана Грозного и последнего представителя рода Рюриковичей на русском престоле. Он не оставил после себя законного наследника, что и стало основной причиной для возникновения беспорядков в государстве. Как указано в издании «Книга об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Фёдоровича» (1856), «иноземная сила готовит на престол уже не русского, но своего королевича. Вся эта быстрая и последовательная во зле смена правительственных понятий и распоряжений сопровождалась страшным водоворотом всех сил русской жизни, известным под именем смутного времени».

Один за другим стали появляться самозванцы, расколовшие народное единство, повсюду царил хаос, брат шёл на брата. «В это время страну наводнили польские, литовские и казацкие отряды, которые разоряли города и деревни, убивали и грабили. Прозвали старики наши это лютое время „лихолетьем“, потому что была с землёй русской такая беда, какой никогда не бывало…», – пишет А. Бельковский в книге «Первый царь из дома Романовых Михаил Феодорович».

«В это тяжёлое время, – продолжает он, – когда, казалось, приходил конец русскому государству, явились люди, которые мужественно встали на защиту родной земли и принялись за устроение в ней порядка. Это были незабвенные для каждого русского подвижники: патриарх Гермоген (которого поляки уморили голодной смертью), архимандрит Свято-Троицкой Лавры Дионисий и ея келарь Авраамий Палицын. Они увещевали народ объединиться, стать всем заодно против врагов Св. Руси, постоять за веру и отечество». Их призыв был услышан: «…отовсюду двинулись русские люди на спасение погибавшего государства». Купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое избавило Москву от поляков и освободило страну. После этого выборные люди собрались на «царское обиранье», поскольку «без государя Московское государство ничем не строится и на многие части разделяется… отсюда и пришли к желанию поскорее иметь государя, „кого всею землею оберут“», – пишет М. Хмыров в своём историческом очерке «Избрание и вступление на царство Михаила Фёдоровича Романова» (1863).

«После освобождения Москвы от поляков перед русской землей встал первоочередной вопрос о замещении престола, – пишет в своём исследовании „Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство“ (1913) профессор, историк, управлявший архивом Министерства юстиции, участник создания Центрального государственного архива древних актов в Москве (РГАДА) Д. Цветаев. – Только одно учреждение обладало в глазах страны весомым авторитетом для избрания государя – земский собор». «События Смутного времени, – подчёркивает историк, – выдвинули моральное значение освящённого собора. Русские члены его неуклонно ратовали за православно-русские начала».

21 февраля (3 марта) 1613 года в Москве Великий Земский собор избрал нового царя. Кандидатура Михаила Романова устроила всех.

В книгах рассказывается, что в ответ на предложение занять престол юный Романов расплакался и сначала отказался от столь высокой чести. «Долго думал боярин: брать ли ему Царский венец? – пишет Н. Кичеев в книге „Царь Михаил Федорович великий государь всея Руси, родоначальник наших государей из ныне царствующего дома Романовых“ (1871). – Страшно было шестнадцатилетнему юноше взять на свою совесть и ответ перед Богом опозоренную родную землю и измученный русский народ. Но делать было нечего. Отказаться от венца – значит оставить царство русское на погром и расхищение врагам; взять на себя заботы Царя – значит спасти родную Русь от беды, горя и напастей».

Узнав об избрании Романова, поляки предприняли попытку помешать новому царю прибыть в Москву для венчания на царство. Польский отряд отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила Фёдоровича, но по дороге иноземцы заблудились: крестьянин Иван Сусанин, согласившийся показать нужную дорогу, завёл их в дремучий лес.

Михаил Фёдорович Романов правил страной 32 года. За это время в государстве многое изменилось: «народ крепко обеднел – и Царь облегчил налоги; опустошена была Русская земля – Царь построил новые города: Орёл, Козлов, Тамбов и другие… Больше тридцати лет народ Русский видел царские милости и попечение о своих нуждах. Радостно было ему знать, что безначалию не бывать больше в земле Русской: у Царя был законный наследник, Царевич Алексей», – это слова приводятся в книге «Русские государи. Царь Михаил Феодорович» из фонда Президентской библиотеки.

«Царская власть была выношена русскою историческою жизнью, – делает вывод профессор Д. Цветаев в своём труде«Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство». – Из области узких хозяйственных интересов она постепенно возвышалась до интересов общенародных. Московский князь-вотчинник стал представителем всей Руси, выразителем высших народных стремлений, органическим воплощением идеала внешней безопасности и независимости, внутреннего объединения и благополучия. Отсюда, по народному сознанию, образовалась близость царя ко всем и близость всех к нему. Род или лицо, не пользующееся широким народным расположением и доверием, не могло бы положить прочного начала новой династии».

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

(812) 305-16-21, доб.534

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *