Александр ШУБИН
Озерск, Челябинская область
Об авторе:
Александр Шубин автор трех книг стихов: «На юру»,«Чаруса», «Живица»
Публиковался: «Южный Урал» № 11 (2016), № 12 (2017), «День и ночь» №1 (2014); «Литературные Окна» № 66, 68, 72 (2012, Ганновер, Германия); «Симбирск литературный»(2020); газета «День литературы»(2020); газета РАН Уральский филиал(2020);
Главный редактор антологии «Стихи поэтов закрытых городов» «РОСАТОМ» (2005).
Призер (2 место) VI Международного фестиваля телевизионных программ и телевизионных фильмов «Золотой бубен» (г. Ханты–Мансийск) за сценарий и режиссерскую работу к фильму «Семь слов о А.С. Пушкине».
.
Стихи из книги «Живица»
.
Слово
Ярился под ярмом бесправия, бессилия
и душу, как дитя из пекла выносил.
И каждый божий день мне даровал не крылья,
но слово – лишь оно мне и давало сил
жить по крестьянской вере и традиции,
жить каждый день взахлёб – накоротке
с космической иронией провинции
и умирать – на русском языке.
Поезд уходит
Поезд уходит в полночную осень.
Черти грохочут под каждым вагоном:
Малый: – «Догоним, по-строгому спросим!»
Старый: – «Чуток – и догоним!»
В каждом вагоне и с каждой скамейки
дни мои грустно таращатся в окна.
Я – как последняя проба ремейка –
в это же действие вогнут.
Перед глазами киношной келейкой –
чёрный квадратец, подсвеченный детством:
кинопись жизни, где склейка на склейке –
в общенародном контексте.
Поезд летит, как в побеге растратчик,
перемежая тоскою дыханье.
Как же сладка из последней заначки
жизнь за прозрачною гранью.
Сириус белым горит, светофорит,
гонит в Аид, в пересуд бесконечный,
где – первым кругом, огнями «love story» –
меченый, мельничный, Млечный.
Озеро
Плыть во сне исповедальном –
в тёмном озере лесном –
растворяя тайну в тайном
зазеркалье приписном.
Плыть вдоль дышащей границы
подноготной и небес,
где проблёскивают лица
тех, чьей верою воскрес.
Плыть – парить, раскинув руки
над подводною тайгой,
невесомо, без натуги,
тенью облачно-нагой.
Плыть, впивая всею плотью
свет с истоком вдалеке,
привыкая вновь к свободе
и полёту налегке.
.
Елена КРЮКОВА
Нижний Новгород
«НЕ ГОВОРИ И ТЫ «ПРОЩАЙ»…»
Александр Шубин. «Живица». Челябинск, Издательский центр «Павлин», 2020
Удивительно сочетание в этих стихах народной простоты и метафорической сложности.
Эта поэзия затягивает, как полынья, и поднимает, как летний ветер после отшумевшего ливня, к медленно и торжественно идущими в выси светящимся облакам.
Эта поэзия предельно неожиданна во внезапных сравнениях и необычной ритмике – и одновременно радостно-традиционна, узнаваемо замкнутая в русскую рифму и в русское стихосложение.
Она опирается, и она летит.
Она земля, и она небо.
Впрочем, так и должно, наверное, быть.
Контрасты бытия еще никто не отменял.
Как и невыносимую цельность бытия.
Как и его незыблемую тяжесть и прозрачную легкость.
Книга Александра Шубина называется «Живица».
Живица, хвойная терпкая, пахучая смола…
Что она слепляет? Что соединяет?
Что скрепляет, кто ее вдыхает полной грудью?
Поэт живет на Урале, он к хвое привычен. Хвоя – символ вечности, незыблемости, вечной жизни (а значит, и смерти… еловые ветки бросают за гробом…), и вместе с тем колючести, предполагающей обжигающую живую боль, а рядом с болью непременно будет радость, мы же так в это верим…
Поезд летит, как в побеге растратчик,
перемежая тоскою дыханье.
Как же сладка из последней заначки
жизнь за прозрачною гранью.
Сириус белым горит, светофорит,
гонит в Аид, в пересуд бесконечный,
где — первым кругом,
огнями «love story» —
меченый, мельничный, Млечный.
Мир дольный и мир горний однажды соединяются, их склеивает душистая живица души…
Плыть во сне исповедальном —
в темном озере лесном —
растворяя тайну в тайном
зазеркалье приписном.
Плыть вдоль дышащей границы
подноготной и небес,
где проблескивают лица
тех, чьей верою воскрес.
Что есть жизнь? Мы живем ею, живем в ней… и не знаем, что она такое. Не знаем мы, зачем брошены в этот мир. Однако догадываемся, что — Богом. Не все догадываются. Поэт знает это изначально. А не знает, так чувствует. Для Александра Шубина искусство – это чувство; и мгновенно, на ходу и на лету, он превращает это чувство в мысль, в обзор, в охват, в пресловутую, и трагическую и радостную, и солнечную и плачущую подо льдом реку Времени. Вот «Ода чайнику» – поэт обращает стихи к предмету быта, что внезапно становится артефактом бытия и свидетелем драмы истории:
Как заклятое наследье
ты пришел, впитавши медью
судьбы лагерных широт.
Как по глобусу, гадаю
путь твой, пройденный до края
исторических щедрот.
А вот идет человек (стихотворение «По живому») по тонкому льду, по нежному призрачному слою, преградой между живым и потусторонним; идет осторожно и храбро – так мы, мы все, переходим жизнь…
Верой греюсь, дышу и — шагаю.
Век страстной прогибается с треском.
Не умею втихую по краю:
по-над бездною — с силою крестной.
***
Одно из самых нежных, мужественных и таинственных стихотворений современной русской поэзии о любви – «Не говори» Александра Шубина. Знаковое название. Может, не все надо (и можно!) проговаривать словами, переливать в слова. Хоть «В начале было Слово, и слово было у Бога, и слово было Бог». Помним, помним Евангелие от Иоанна. И сказать в полный голос «люблю» – тоже счастливо, насущно. Но есть и молчание. То, что дороже серебра: золото людское. Есть просто дыхание. Вдох и выдох. Есть то прощание, что остается навек крылатее и драгоценнее самой вольной, страстной и нежной встречи.
Не говори и ты «прощай»,
кручины не держи.
Моей, слетевшей невзначай,
слезой не дорожи.
Она сверкнула и ушла
в земных печалей тьму,
и сколько жизни унесла —
не ведать никому.
Поэт… поэзия… Что такое стихи? Ведь до сих пор опять никто не знает. А они есть на земле. Они – рядом. В нас и с нами. Поэт дарит свои песни нам. Сгодятся? Родными станут? Или отвергнут и забудут?.. И опять не знает никто. А песни все поются. Старые, новые. И те, что нам врождены; услышаны нами в колыбели, и, это правда, с ними жизнь проживем – и с ними уйдем.
Сколько помню себя — столько знаю
я её… Песней душу целю!
Допою — и опять зачинаю:
головою качаю, пою.
Здесь замечательно найден рефрен – песенный повтор – «головою качаю, пою…»: стих-песня соединяет нас с громадным невидимым хором, с целым иконостасом людей, ушедших во мрак веков, а сама эта песня – чистый свет, светит одинокая живая душа, в тишине опять поет, да будет благословенна эта песня.
А еще Александрп Шубин – художник. Ему удается так написать простой земной пейзаж, что всецело окунаешься в его воздух и свет, и это сиянье воистину святое, а ассоциации с садом в этом стихотворении совершенно и неспоримо Райские, ибо непонятно, сад этот земной или Сад Небесный, Эдем, ведь он тысячелетний:
Туманом сентябрь пропах.
А в росплеске звёздного блеска
улыбкой на стылых губах
блуждаю – по влажным пролескам.
Роса.
Светляки горят
с открытостью дерзкой. Детской.
Мерцаньем живым объят
тысячелетний сад.