«Драгоценнейший дар природы». Президентская библиотека – об Иване КРЫЛОВЕ

13 февраля отмечается день рождения русского классика И. А. Крылова. Президентская библиотека представляет на своём портале обширную электронную коллекцию, посвящённую великому баснописцу и подготовленную к его 250-летию в 2019 году. Подборка включает три раздела: «Жизнь и деятельность»,«Творчество»«Память об И. А. Крылове», в состав которой входят цифровые копии раритетных книг, статей, архивных документов и изобразительных материалов.

Я. Г. Грот в издании «Литературная жизнь Крылова», размещённом на портале Президентской библиотеки, писал: «Талант, драгоценнейший дар природы, есть печать высшаго отличия человека в толпе обыкновенных смертных. Самый блестящий пример тому – Крылов. При рождении он не получил от судьбы ничего, кроме таланта; в жизни не приобрёл ни богатства, ни высокаго сана. Но его почтили царь и народ, и весь образованный мир…».

«Всей славой своей Крылов обязан басням, писанным им в последние 30 лет жизни. Их все знают, все в свое время учили их наизусть; это самая популярная русская книга, герои их изображены и на памятнике Крылова, единственном народном памятнике, воздвигнутом писателю в Петербурге. В прекрасном изваянии покойнаго профессора Клодта мы видим нашего баснописца таким, каков он был в старости – тучным и тяжёлым; многие из людей нашего поколения ещё помнят его в этом облике….», – продолжает своё повествование Я. Грот.

Иван Андреевич Крылов прошёл непростую дорогу к успеху «баснописца». Он родился в Москве в 1769 году в семье небогатого армейского офицера. После смерти отца 14-летний мальчик вынужден был пойти на службу канцелярским чиновником, чтобы спасти близких от нищеты.

Именно в этот период и формируется многогранный талант Крылова: «Служба и ранняя нужда очень рано доставили ему некоторую житейскую опытность или, по крайней мере, развили в нём способность понимать людские свойства и сложную сеть общественных отношений», – пишет Л. Н. Майков в издании «Первые шаги Ивана Андреевича Крылова на литературном поприще».

Однако не басни стали первым литературным опытом Крылова. «С самого детства чувствовал он особенную охоту к драматическому искусству; на оперу смотрели тогда, как на самое совершенное представление, и мальчик Крылов смело принимается за сочинение оперы. Потом он пробует себя в трагическом роде, и наконец переходит и к комедии, – рассказывает  Я. К. Грот. – В конце 1805 года он вдруг является в Москве, отдаёт в печать три басни и, почти 40 лет от роду, осознаёт своё настоящее призвание в области поэзии».

«Говорят, что басня есть форма поэзии слишком тесная для фантазии. Но эта форма так пришлась по уму и нраву Крылова, что именно в ней было ему всего привольнее и только в ней мог он проявить свой художественно-сатирический талант во всей его силе и полном блеске. Тем изумительнее этот талант, если не в сухую, по-видимому, форму, суметь вложить так много жизни и поэзии, что в первый раз представил образцы народного искусства в слове. Название баснописца, действительно, не довольно почётно для Крылова. Он выше своего рода и доказал, что не место красит человека, а наоборот. Его басня многозначительна, не как басня, а как создание, в котором художественно воплотился ум и опытная мудрость целаго народа»… – пишет Я. К. Грот.

В электронной коллекции, размещённой на портале Президентской библиотеки, представлены как издания басен И. А. Крылова с середины XIX до середины XX века, так и иллюстрации к ним.

В год 75-летия Победы в Великой Отечественный войне особый интерес представляют сатирические плакаты времён Второй мировой войны, выпущенные в 1944 году к столетию со дня смерти баснописца, на которых в виде крыловских персонажей изображены руководители Третьего рейха.

.

Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *