«Городская элегия» Андрея РОМАНОВА

 

В издательстве «АПИ» вышла книга избранных стихотворений известного петербургского поэта Андрея Романова (1945–2014). Она получила название «Городская элегия». Впервые поэзия «певца Лиговки» проиллюстрирована фотографиями А. Захарова, О. Фахрутдинова и А. Евменовой – такова концепция издания…

 

Инициатором нового проекта стала Валентина Рыбакова – супруга поэта, хранительница его архива, редактор журнала «Второй Петербург». Появление каждой книги должно иметь обоснование, опираться на какое-либо событие, прошедшее или ожидаемое. «Городская элегия» задумана и воплощена как подарочное издание к 75-летию поэта, которое будет отпраздновано 2 января 2020 года. Не забудем о том, что в 2019 году в Санкт-Петербурге стартовал конкурс «Читаем Андрея Романова», поэтому книга станет подспорьем в этом замечательном проекте, вдохновит новых участников на осмысление, поможет определиться с материалом. Что касается потомков, которым поэт щедро адресовал сложные зашифрованные послания, то выбор родных и близких уже сделан в его пользу – книга издана при поддержке внучки Марии Романовой и посвящена правнучке Анне-Эстер Жуковой.

Вначале мы видим фотопортрет, отмеченный друзьями Андрея Владимировича как наиболее удачный. Никакой иной кадр из категории официальных, «лауреатских», показывающих нам Романова на сцене, на заседании, на презентации, не сможет передать настроения истинного поэта так, как опубликованный. Здесь он предстает перед нами молодым, во взгляде и в образе еще присутствует трогательная наивность, которой, конечно, нет в более поздних фото. Верхняя одежда – плащ – идеально подходит для летописца пасмурной Северной столицы…

Многие книги в процессе рецензирования можно запросто пересказать, а в этом случае бесполезно даже пробовать! Легко создавая для нас новые миры и ситуации, Романов всякий раз удивит смелой находкой, будто фокусник невесть откуда появившимся цветком. Ленинград-Санкт-Петербург, о котором, как нам представлялось, мы знали достаточно, на самом деле оказывается совершенно неизвестным! Наличие в арсенале поэта  изобретательных художественных образов  довольно легко объяснить. Дело в том, что Андрей Владимирович является выпускником школы №190, ныне гимназии при художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Там будущий поэт постигал азы изобразительного искусства, а затем, добротно обучившись, решил переквалифицироваться в литератора. В поэзии Романова встречаются посвящения одноклассникам, ставшим известными художниками.

В связи со сказанным вспоминается замечательная выставка, организованная в 2018 году к 55-летию со дня окончания школы. Сразу в двух залах академии были размещены работы двадцати художников, которые внесли значительный вклад в культуру Санкт-Петербурга. Увы, далеко не все смогли присутствовать на встрече: в 2013 году не стало Леонида Соколова и Аркадия Черевкова, в 2014 году ушел герой наших размышлений Андрей Романов, а вслед за ним, в 2015 году, Анатолий Евменов. Как ни прискорбно, жизни некоторых одноклассников заканчивались еще раньше. В книгу «Городская элегия» вошло стихотворение памяти Валентины Алексеевой (1944-1987), в котором, несмотря на трагичность, свершается только им известное художественное действо, «в котором ладони дряхлеющих кленов припали друг к другу, как двое влюбленных». Связи, обозначенные в молодости, оставались неразрывными – Андрей Романов как поэт всячески этому способствовал.

Теперь вернемся к оформлению книги и попытаемся ответить на вопрос, почему выбраны именно черно-белые фотографии? Во-первых, очевидна отсылка к графике, являющейся основой для всего дальнейшего в искусстве. Линия, штрих, тень, детализация, перспектива идеально сочетаются с текстом. Разумеется, первичен здесь уникальный текст Романова, который ни в каких подсказках не нуждается. Но фотографии превращают книгу в очаровательную кинокартину в стиле «ретро», поддерживают атмосферу путешествия по городу и времени. Наконец, в-третьих, поэт тоже дружил с фотокамерой! Выполненных им снимков в книге нет, зато работы друзей помогают в продвижении поэзии.

Автор и читатель обязательно найдут друг друга. А задача рецензента, повторимся, отнюдь не в том, чтобы второпях пересказывать произведение, хвалить или ругать автора за проявленные достижения или допущенные погрешности. Самых нетерпеливых ждет максимально краткий ответ – эта книга о любви! Андрей Романов в первую очередь лирик, а затем авангардист. Плененный женской красотой, воспевает ее так, как никто другой до него. С одной стороны, задиристо и нагловато, с другой – неподражаемо тонко и воздушно. Человеческие чувства во всех проявлениях запечатлены фотографами-соавторами. Вот влюбленные молодые люди, находящиеся в самом начале постижения жизни, вот две статуи, беседующие несколько столетий…

Поскольку в наших размышлениях вообще не использовалась профессиональная терминология, откроем «Поэтический словарь» А. Квятковского и вспомним, что: «Элегия – лирический жанр античной поэзии, стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением, с оттенком поэтической интимности. /…/ В русской поэзии первую элегию написал В. Тредиаковский; как жанр элегия развилась в конце 18 и особенно в начале 19 вв. Элегии писали К. Батюшков, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Языков, Н. Некрасов, А. Фет, а в 20 в. – В. Брюсов, К. Фофанов, И. Анненский, А. Блок и другие». Читатель спросит: можно ли назвать элегией любое современное лирическое стихотворение? Изначальная ритмическая конструкция, которой пользовались Каллимах, Овидий или Катулл, уже не применяется. После того, как российские поэты в написании элегий опирались на ямб, возможно подражание им либо использование понравившегося вам размера. Что касается Андрея Романова, он осилил даже поэму из 25 частей, созданную по принципу венка сонетов. «Городская элегия» – очередной занимательный эксперимент, признание в любви городу, планете и женщине…

 

Кирилл Козлов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *