Современная поэзия и проблема медиасреды

.

 О музыкально-поэтической композиции Владимира Хохлева и Ольги Марченко «Когда встречаются вселенные…»

За последние несколько столетий мир претерпел существенные изменения: тяжелый ручной труд почти повсеместно сменился машинным, возникло массовое промышленное производство; благодаря новейшим технологиям в транспортной инфраструктуре трансформировалось представление о скорости перемещения между населенными пунктами; с появлением интернета открылись широкие возможности для обучения и удаленной работы из любой точки мира; искусственный интеллект продолжает наращивать обороты своего развития, повышая уровень комфорта и качества жизни современных людей… Но что происходит в самых тонких сферах человеческого бытия, в искусстве и литературе?

Современная поэзия сегодня обретает новые формы существования в медиасреде и нам все труднее разбираться в этом информационном котле, поскольку для пишущих людей сетевое пространство стало более доступным, появилось много способов «продвижения», пиара себя, своего творчества на разных литературных порталах, сайтах, социальных платформах. Однако мы не можем отвернуться от этих цифровых проблем и, наверное, должны и в этой ситуации находить способы сохранения настоящей поэзии, русского Логоса.

Своеобразный вызов натиску цифровизации бросают своим фильмом о поэзии и о любви «Когда встречаются вселенные…» художники слова из Санкт-Петербурга, поэт Владимир Хохлев и мастер ораторского искусства, доктор философских наук Ольга Марченко. Ученые всего мира проводят всевозможные опыты с целью определения формулы любви. Но для русского человека она выражается в Логосе, в поэтическом космосе, который для нас является высшей формой познания и любви, и смерти (в нашем национальном образе мира они всегда парадигматичны). Любовь – плод таинства Святого Духа в человеческом сердце.

Музыкально-поэтическая композиция «Когда встречаются Вселенные…» в исполнении поэта Владимира Хохлева и актрисы Ольги Марченко является ярчайшим примером истинного чувства в высшем его модусе и художественной форме. В основе спектакля – история настоящей любви двух мудрых и чутких людей, которые встретились на середине жизненного пути, влюбились в талант, в поэзию и друг в друга.

Поэтический перформанс начинается с волшебных звуков саксофона, которые с первой секунды настраивают зрителя на романтический лад, погружая в самые потаенные уголки человеческой души. После музыкальной композиции звучит стихотворение:

Человек человеку дар, уготованный с детства.

Человек человеку жар, наполняющий сердце.

Человек человеку свет бесконечно мгновенный.

Человек человеку след на просторах Вселенной…

Каждая строчка наполнена глубоким смыслом, заставляет задуматься над некоторой предопределенностью судьбы человеческой – роковые встречи в жизни предначертаны Богом еще до момента нашего взросления, становления (вспомните знаменитый диалог князя Мышкина и Настасьи Филипповны из романа Ф.М. Достоевского: «Я ваши глаза точно где-то видел… да этого быть не может! Это я так… Я здесь никогда и не был. Может быть, во сне…»). Внезапно появляется точка на карте судьбы, где встречаются двое из семи миллиардов людей на планете. Именно эти двое, совершенно непостижимым образом, апофатически по-русски, безошибочно узнают друг друга в толпе! Такие встречи пророчески организуют единое пространство любви для двоих – и для многих, поскольку любовь подобна свету во тьме:

Когда встречаются Вселенные… И происходит их слияние…

И образуется единое пространство жизни для двоих…

Влюбленные не знают времени, их не волнуют расстояния,

которые – по старым правилам – разъединить готовы вмиг.

Когда приходит понимание, что прежний мир уже не сложится,

и не захватят души прежние, совсем не стойкие мечты…

Влюбленные живут по-новому, их радость бесконечно множится,

и счастье выражают сложное слова простые «я и ты».

Когда никто не знает способа предотвратить соединение…

и люди смотрят с восхищением на двух восторженных людей…

Весь мир волнуется Вселенными… И радуется за спасение

любви – как будто бы утерянной – первичной сути всех затей.

Так много в этом стихотворении мудрости и чувств от переживания любви, так стойко настоящий Логос противостоит цифровизации, урбанизации, глобализации… Здесь дано художественное переживание высшего Абсолюта культуры, модуса любви в ее земном и небесном проявлениях.

Возвращаясь к самому фильму о поэтическом представлении любви, стоит сказать о нескольких удачных визуальных приемах – зрители несколько раз оказываются свидетелями романтических встреч главных героев в культурной северной столице нашей страны, где «гуляет крышами космическая вечность», переносятся в то удивительное сакральное время в годовом космическом цикле, когда природа начинает пробуждаться, сбрасывая оковы зимы: солнце светит высоко и ярко, неспешно тает лед на Неве и появляются первые проталины вокруг одиноких деревьев, что на экране символизирует оживление влюбленных душ.

Весь творческий вечер, хоть он и создан не без средств «науки и техники», пропитан теплом, нежностью и невероятным трепетом двух поэтических и личных Вселенных, которые однажды встретились на земном пути. Желаем Вам познакомиться с этим поэтическим перформансом, позволяющим испытать чувство оправданности земного бытия, достичь понимания неслучайности событий в мире дольнем, которые духовно оплодотворены миром горним – так сходится явное и незримое, так сходятся Вселенные.

.

Ирина Баранова, автор журнала «Юность», участник мастерской «Основы писательского искусства» Марианны Дударевой

.

Источник: https://klauzura.ru/2023/04/sovremennaya-poeziya-i-problema-mediasredy/#comment-75159

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *