Уроки русской Поэзии. Урок 32 — СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Владимир ХОХЛЕВ

Санкт-Петербург

 

Урок 32. Стихи для детей.

Чем детское восприятие мира отличается от восприятия взрослого?

Тем, что любой предмет или явление ребенок может увидеть и так, и эдак.

Обычный диванный валик (который для взрослого только валик) для ребенка – строительный блок, стол, лошадка, руль автомобиля, сам автомобиль, крыло самолета, зонтик, крыша, забор, пенёк, танк, ковш экскаватора, сугроб, портфель, трибуна, сцена, ступенька, доска, столб, робот, монитор компьютера, процессор и так далее…

В игре ребенок забывает о функциональном назначении предмета и использует его ассоциативные свойства – прямые похожести. Либо (силой детской фантазии) добавляет предмету то, чего у него отродясь не было – привнесенные похожести.

При этом ребенок, в выборе ассоциативных образов свободен абсолютно.

Не такая ли свобода — мечта каждого автора?

 

Эту — главную! творческую! особенность детского восприятия нужно учитывать при создании стихов для детей. И писать — на время — став ребенком.

Не морализировать и наставлять, не учить, не ругать, не грузить «нужной в дальнейшей жизни» информацией, не воспитывать…

А играть!

Словами, значениями (смыслами) слов, звучаниями слов, звуками, интонациями, мгновенными (как это чаще всего происходит у детей) желаниями, настроениями, мечтами, художественными ассоциациями… То есть, всем набором «подручных» поэтических средств.

Как это делал, к примеру, один из лучших детских авторов Даниил Хармс.

 

Даниил Хармс «Уж, я бегал…»

Уж я бегал, бегал, бегал

и устал.

Сел на тумбочку, а бегать

перестал.

 

Вижу, по небу летит

галка,

а потом ещё летит

галка,

а потом ещё летит

галка,

а потом ещё летит

галка.

Почему я не летаю?

Ах как жалко!

 

Надоело мне сидеть,

захотелось полететь,

разбежаться,

размахаться,

и, как птица, полететь.

 

Разбежался я, подпрыгнул,

крикнул: «Эй!»

Ногами дрыгнул.

Давай ручками махать,

давай прыгать и скакать.

 

Меня сокол охраняет,

сзади ветер подгоняет,

снизу реки и леса,

сверху тучи-небеса.

 

Надоело мне летать,

Захотелось погулять,

топ

топ

топ

топ

захотелось погулять.

 

Я по садику гуляю,

я цветочки собираю,

я на яблоню влезаю,

в небо яблоки бросаю,

в небо яблоки бросаю

наудачу на авось,

прямо в небо попадаю,

прямо в облако насквозь.

 

Надоело мне бросаться,

захотелось покупаться,

буль

буль

буль

буль

захотелось покупаться.

 

Посмотрите,

посмотрите,

как плыву я под водой,

как я дрыгаю ногами,

помогаю головой.

 

Народ кричит с берега:

Рыбы, рыбы, рыбы, рыбы,

рыбы — жители воды,

эти рыбы,

даже рыбы! —

хуже плавают, чем ты!

 

Я говорю:

 

Надоело мне купаться,

плавать в маленькой реке,

лучше прыгать, кувыркаться

и валяться на песке.

 

Мне купаться надоело,

я на берег — и бегом.

И направо и налево

бегал прямо и кругом.

 

Уж я бегал, бегал, бегал

и устал.

Сел на тумбочку, а бегать

перестал.

 

и т. д.

 

Причитайте это стихотворение ребенку в возрасте 8-9 лет… Он изобразит (на пределе своего актерства) каждое слово, каждый ход мысли, каждое действие.

Это означает, что автор сделал всё правильно. Прировнял себя ребенку.

 

А вот еще одно, очень известное стихотворение.

Даниил Хармс «Иван Топорышкин» 

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор.
Иван повалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

 

Если в первой строфе какой-то намёк на (взрослую) логику еще присутствует, дальше – «полный бред». Нельзя идти «вприпрыжку, как топор». И забор в реке не перепрыгнуть – в реке нет заборов. Тем более в забор – провалиться!

Однако, ребенок воспринимает эти нескладушки со смехом и радостью. Надо же — нашелся взрослый дяденька, который пишет не понятно как! Глупый он что ли?

Отнюдь!

Совсем не глупый. Наоборот — умный, знающий о детских запросах и ожиданиях…

Равный.

Умеющий превращаться в кого и во что угодно. Волшебник.

В подтверждение «умения превращаться» — вот такое стихотворение.

 

Даниил Хармс«Игра»

Бегал Петька по доpоге,
по доpоге,
по панели,
бегал Петька
по панели
и кpичал он:
— Га-pа-pаp!
Я тепеpь yже не Петька,
разойдитесь!
Разойдитесь!
Я тепеpь yже не Петька,
я тепеpь автомобиль.

А за Петькой бегал Васька
по доpоге,
по панели,
бегал Васька
по панели,
и кpичал он:
— Дy-дy-дy!
Я тепеpь yже не Васька,
стоpонитесь!
Стоpонитесь!
Я тепеpь yже не Васька,
я почтовый паpоход.

А за Васькой бегал Мишка
по доpоге,
по панели,
бегал Мишка
по панели,
и кpичал он:
— Жy-жy-жy!

Я тепеpь yже не Мишка,
беpегитесь!
Беpегитесь!
Я тепеpь yже не Мишка,
я советский самолет.

Шла коpова по доpоге,
по доpоге,
по панели,
шла коpова
по панели
и мычала:
— Мy-мy-мy!
Hастоящая коpова,
с настоящими pогами,
шла навстpечy по доpоге,
всю доpогy заняла.

— Эй, коpова,
ты, коpова,
не ходи сюда, коpова,
не ходи ты по доpоге,
не ходи ты по пyти.

— Беpегитесь! — кpикнyл Мишка.
— Стоpонитесь! — кpикнyл Васька.
— Разойдитесь! — кpикнyл Петька.

И коpова отошла.

Добежали,
добежали
до скамейки
y воpот
паpоход
с автомобилем
и советский самолет,
самолет
с автомобилем
и почтовый паpоход.

Петька пpыгнyл на скамейкy,
Васька пpыгнyл на скамейкy,
Мишка пpыгнyл на скамейкy,
на скамейкy y воpот.

— Я пpиехал! — кpикнyл Петька.
— Стал на якоpь! — кpикнyл Васька.
— Сел на землю! — кpикнyл Мишка.

И yселись отдохнyть.

Посидели,
посидели
на скамейке y воpот
самолет
с автомобилем
и почтовый
паpоход,
паpоход
с автомобилем
и советский
самолет.

— Кpоем дальше! — кpикнyл Петька.
— Поплывем! — ответил Васька.
— Полетим! — воскликнyл Мишка.

И поехали опять.

И поехали, помчались
по доpоге,
по панели,
только пpыгали, скакали
и кpичали:
— Жy-жy-жy!

Только пpыгали, скакали
по доpоге,
по панели,
только пятками свеpкали
и кpичали:
— Дy-дy-дy!
Только пятками свеpкали
по доpоге,
по панели,
только шапками кидали
и кpичали:
— Га-pа-pаp!

Без комментариев!

В завершение – еще одно удивительное стихотворение. С неожиданным (детским) рецептом врачевания.

 

Даниил Хармс «Удивительная кошка»
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге,
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге.
Отчасти по воздуху плавно летит!
 
Шарики, как оказалось, нужны для того, чтобы кошка не ступала по земле раненой лапой! Не напрягала её. В этом случае лапа быстро поправится!
Каков рецепт?!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *