Валерий ДУДАРЕВ — Лесной царь

Валерий ДУДАРЕВ

Москва

 

Лесной царь
Моим стихам, написанным гортанно,
Как цокот птичий, засвист трелевой,
Не достает ракетниц и фонтана
И новгородской свары вечевой.

Филолог-Бог, кудесница Марина,
Когда птенец проклюнется вот-вот,
Моим стихам не то что магазина —
Листа бумаги даже не найдет.

В них птица вещая — привычная ку-ку,
Как дата смерти на чужом веку.
Поэт не Жуковский и царь не лесной,
Чьи дочери-ветлы — чужой стороной.

Мой Царь Лесной, а вдруг…и Вы нам
Земных забот?
Моим стихам, моим грехам и винам
Найдется свой народ.

.

Богиня

Какое пространство молчало!

Какие сбывались мечты!

Светило то жарко, то ало,

Стеснялось своей наготы.

То версты,

То ветлы,

То ветры,

/О, даже при мысли о Ней! / –

То самые темные ветви

Тотчас становились темней.

То золы каминные пели

В трубе, словно в царстве теней.

В лесах погребальные пеплы

Кострищ становились темней.

Лучам Ее не было ниши!

Надтреснута завязь в узле!

Слабея,

темнее и тише

Мы ждали Ее на земле.

.

Предназначенье

Есть высшая доля:
однажды,
Всю жизнь отложив на потом,
Пойти одиноким, миражным,
Проселочным, диким путем.

Но в той навалившейся доле,
Когда опускается мгла,
Есть счастье добраться до поля,
Увидеть, как дремлет ветла,
Печальную кликнуть старуху
В глухом, в незнакомом селе,
Свою разделить с ней краюху
На этой вечерней земле,
А там уж, совсем по старинке,
Как будто столетья назад,
Испить из предложенной крынки
Под долгий, внимательный взгляд,
А после скупого прощанья
Услышать:
«Исусе, спаси!»,
Сдержать вековые рыданья
И дальше пойти по Руси.

.

Гениальное

Неутолимо хванчкары
Глоток упрям, родим и светел,
И серебрит меж вётел ветер
Сонеты солнечной игры.
Напитан звуками клавир,
Форель бурна, овечка блеет —
И в этом жизнь.
Так любит мир.
Но лишь поэт любить умеет.
Когда, судьбу свою итожа,
Он различает —
час настал!
Любовь и смерть —
одно и то же!
И возникает мадригал.

.

На раскопах

На раскопах тревожит птица

Потускневшие письмена.

Но не в силах с землей проститься

Улетающая страна.

 

От обыденности прогорклой

Напрягаются желваки.

Посмотри же!

Над тем пригорком

В предосенье дожди легки.

 

Посмотри же!

Под той ракитой,

Где степной завершился бой,

Наши пращуры позабыты.

Позабыты и мы с тобой.

 

Дождь!

Под ветлами, под ракитой

Вековечная тишина.

 

Но какой-то страной забытой

Наша чудо-страна полна.

.

Провинция 

Пока вселеновы ковши

Над нами счастье проливают —

Ты целый мир любить спеши,

Куда б ни вывела кривая!

 

Прощанье — что?

Прощанье — дым!

Дымит, прощается эпоха.

Ты на земле необходим,

Здесь без тебя кому-то плохо.

 

Пусть побеждают миражи!

В них канет каждая из весен,

Но ты, прощаясь, расскажи:

О, сколько в мире верст и ветел!

 

В забытых Богом городах

Который век кипит работа!

В них цел языческий размах,

В них византийское есть что-то.

 

В них вишня каждая цветет

На грани ада или рая,

И отрок ясный пропадет,

Судьбу Рублева избирая.

 

Пока часовни на Руси

Еще остались у обочин,

Ты клятву в ночь произнеси

Неутолимей и короче!

 

Провинция!

Вот часослов!

Ни грай,

ни публика столичья

Не затемнят колоколов

Ее скитаний

и величья.

.

Тамань

Долька в небе.
Долька в море.
Долька-месяц там и тут.
Как прожить в таком просторе
Даже несколько минут?!
Весь простор велик и черен —
Блещут молнии одне!
Но не тонет мой Печорин
В набегающей волне.
Долька-лодка по стихии,
Всем ветрам малым-мала,
Носит тихие, лихие
Контрабандные тела:
Нож в руке горит — проворен,
Чик по горлу — и ко дну…
Не утонет друг Печорин.
Я скорее утону.

.

Василий Казанцев. Последний тихий лирик

Вот если совсем отказаться

От рифмы: стихи за грехи!

Последним Василий Казанцев

О родине пишет стихи.

 

В них та же потертая

бричка,

Чей кучер печален, но лих.

Далекая в них электричка

И близкая сутемень в них.

 

Родись при царе ли горохе

В какой-то великой стране –

Поэты в такие эпохи

Не пишут, увы, о луне.

 

Ища справедливости в мире,

Не смей подчиняться молве,

Как бронзовый Евтух

в Сибири,

Как бронзовый Джозеф

в Москве!

 

Но чем же не бронзовый

Сталин?!

Так пусть же останется мне

Лишь тихая лирика ставен

На каждом родимом окне.

.

ЛЕСИН

Новелла героическая
Когда по Уводи — печальный —
Пройдет последний пароход,
Я вновь увижу берег дальний
И неподвластный мне народ.
Чудесно небо!
Мир чудесен!
Чудесен белый пароход!
Поэт-трибун Евгений Лесин
Застыл у черно-белых вод.
Взлетают волны роковые,
Стихия дикая ничья —
Ей удивительно: впервые
Евгений Лесин у ручья.
Евгений Лесин сплюнет жарко
И, равнодушный сделав вид,
Прозрит: по всем законам жанра,
На Черной речке он стоит!
Все как и прежде: или — или!
В руке не дрогнет пистолет!
Давно дуэли отменили,
А речку — нет.

.

КЛИМОВ-ЮЖИН
Новелла хулиганская

Не привлекался,
Не скандалил,
Не пел, не пил
В Кохме —
Даже не обнаружен —
Не какой-нибудь там дебил —
Поэт-эрот
Климов-Южин!
Легче в гаджет кидать понты.
Ах, мещанская душонка — дешевка,
Разве постигнуть сумеешь ты,
На что Климову-Южину Мурашовка?!
Разве сможешь поднять рюмаш,
Как в скитаньях из Южи в Кохму.
Климов-Южин — спасатель наш?!
Я — допишу!
Я — не сдохну!
Смотрю в окошко — гляжу в печаль.
Нескончаемы снег и ветер!
Прав был Блок, но смертельно жаль
Всю вселенскую дурь в поэте.
Стрелопесни его — лови!
Рано Кохмой на бой разбужен
Одинокий певец любви,
Нескончаемый Климов-Южин!

.

Поэты

Вот эта девочка — Ахматова.

Из темноты.

Из глубины.

Начало века,

и полпятого,

И все мосты разведены.

Она.

Она — тут нет сомнения!

Так и пророчили волхвы:

То одиночество весеннее,

И повороты головы,

Вот четки — четче,

крепче локоны,

Крупны браслеты на руке.

А тень аптеки — чары блоковы

И душный спуск к Неве-реке.

Предупреждала ведь — не сбудется

Повторный в жизнь ее приход.

Не верь!

Смотри,

где гаснет улица,

Она идет!

 

Марианна ДУДАРЕВА 

Москва

 

 

 

 

 

 

 

АЛФАВИТ ДЕРЕВЬЕВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОТКУДА РАСТЕТ ВЕТЛА?

Валерий Дударев совсем недавно написал «Лесного царя». Но ведь у нас есть уже в русской литературе «Лесной царь» В. Жуковского, который проник к нам из немецкого романтизма, где гордо взирает на все брат его «Ольховый король» Гете (еще Марина Цветаева разделяла эти два текста в эссе «Два ″Лесных царя″»). Что же общего между двумя произведениями, которые разделяют два столетия? Самое интересное – не Лесной царь, а ветлы. Что это за дерево такое и какова его роль в «алфавите деревьев» русской поэзии? Давайте разберемся.

В мировой культурной традиции существует представление об алфавите деревьев. В трудах по истории мифологии английского поэта и ученого Роберта Грейвса находим достаточно полное описание этого явления. Каждая буква алфавита соотносима с одним деревом: первая — береза, вторая — рябина, третья — ясень, четвертая — ольха, пятая — ива и т. д. Если вдуматься, то все эти деревья фигурируют не только в европейском фольклоре, но и в русском.

Обратимся к генезису образа ветлы. Она прорастает в русской литературе XIX в. сквозь вольный перевод из Гете – «Лесной царь» В. Жуковского, который перерос мифологического «Ольхового короля»:

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».—
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».

В ответе отца, с одной стороны, проявляется профанное сознание – не видит и не хочет отец чуда, отрекается от метафизического. С другой стороны, здесь ветлы замещают фигуры «дочерей», что неслучайно, так как женщина вполне соотносима, по законам ритуальной логики, с древесным началом. Кроме того, учитывая вариативность в номинации дерева (ветла – ива – верба), стоит учесть и значение вербы в славянских обрядах. Верба соотносится с женским началом, с невестой.

Возвращаясь к литературному контексту, отметим еще раз семантическую насыщенность «ветлы» у Жуковского. Образ дерева сопряжен с женским архетипом и указывает на «пограничное» состояние героя. Хотя, конечно, тонкая серебристая ветла напоминает еще и привидение в темноте, но речь в поэме все-таки не об этом. В данном контексте ветла несет именно мифо-фольклорную нагрузку. Подобное сочетание образов (дерева и женского начала) встречаем и в поэзии XX в. Особенно полно из поэтов, обращавшихся также неоднократно к образу ветлы, это выразил и теоретически обосновал С. Есенин в трактате 1918 г. «Ключи Марии», в рассуждениях о древесной символике: «Всё от древа — вот религия мысли нашего народа, но празднество этой каны и было и будет понятно весьма немногим».

Также образ ветлы в архетипическом контексте мы встречаем и у литературного оппонента Есенина – И. Бунина. В «Жизни Арсеньева» в поворотный час молодой Арсеньев встречает ветлу на большой дороге, которая заставляет его задуматься о вечном, о своих предках: «Ее прежние колеи зарастали травой, старые ветлы, местами еще стоявшие слева и справа вдоль ее просторного и пустынного полотнища, вид имели одинокий и грустный. Помню одну особенно, ее дуплистый и разбитый грозой остов. На ней сидел, черной головней чернел большой ворон, и отец сказал, очень поразив этим мое воображение, что вороны живут по несколько сот лет и что, может быть, этот ворон жил еще при татарах…». Герой постоянно углублен в окружающей его действительности: в полях он чувствует себя близким к небу, в ветле и вороне он также усматривает связь времен и народов.

Сохранилась ли в современной литературе эта семантическая напряженность, значимость данного образа, не затерялось ли само слово «ветла»? Как ни странно, в современной поэзии мы находим целую книгу у В. Дударева (уже переизданную и дополненную) с названием «Ветла». Так, в новом стихотворении поэта дочери-ветлы уносят не только в чудесную страну Лесного царя Жуковского, но и в страну стиха, поэзии, которая продолжает жить, по счастливой случайности, и в нашем мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *