Долгожданное избавление или великое разочарование: царь Михаил Фёдорович в материалах Президентской библиотеки

3 марта 1613 года в России произошло событие, коренным образом изменившее ход её истории. На русский престол был избран царь Михаил Фёдорович, который основал новую правящую династию – Романовых.

Дед будущего императора Российского Петра Великого – личность, безусловно, противоречивая. Свидетельства историков о нём поражают своим контрастом: одни Михаила Фёдоровича превозносят до небес, называя спасителем Отечества, а другие прямым текстом называют безвольной марионеткой… С точкой зрения и тех, и других учёных, изложенной в редких изданиях, можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.

Михаил Фёдорович родился 22 июля 1596 года. Его отец Фёдор Никитич был двоюродным братом последнего правителя из династии Рюриковичей царя Фёдора Ивановича. Мать Ксения Ивановна Шестова происходила из костромских дворян. Вот что о будущем первом царе из рода Романовых пишет историк Д. В. Цветаев в своей книге «Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство» (1913): «Род бояр Романовых – коренной русский род, изстари стоявший на верхних ступенях придворнаго и служилаго класса. Он искренно и твёрдо нёс свою службу Московскому государю и государству и, возрастая в своём значении вместе с их ростом, занял особенно видное положение в пору расцвета московской государственности… Судьбы государства и рода как бы сливались».

Впрочем, в жизни семьи были не только взлёты, но и падения. Так, оказавшись в немилости у царя Бориса Годунова, родители Михаила были насильно пострижены в монахи. Однако через несколько лет, уже в этом новом качестве, им удалось опять возвыситься: Фёдор Никитич Романов – в иночестве Филарет – стал митрополитом Ростовским. Сам же Михаил Фёдорович попал в плен к полякам, тогда оккупировавшим Москву. Освободили его в 1612 году.

К этому моменту Россия переживала период Смутного времени, в стране бушевал хаос… Подробно об этом можно прочитать в труде Н. М. Кичеева и А. К. Завадского-Краснопольского «Царь Михаил Фёдорович: великий государь всея Руси, родоначальник наших государей из ныне царствующего дома Романовых» (1871), электронная копия которого доступна на портале Президентской библиотеки: «Земля Русская терпела много горя и бед от всяких неурядиц и нашествий врагов чужеземных. Всё это было потому, что последний из законных Государей Русских, Царь Феодор Иоаннович, умер бездетным. По всему Царству бродили разбойничьи шайки, а по окраинам поляки и шведы отнимали у Русских один за другим города. В это-то тяжкое время земство и бояре увидали, что без Государя на Руси ни ладу, ни порядку не быть».

В январе 1613 года в Москве открылся Земский собор, которому предстояло избрать нового царя. По инициативе вольного казачества была выдвинута кандидатура Михаила Фёдоровича Романова, этот выбор поддержали и другие сословия, а уже через два месяца он был избран официально и в июле венчался на трон в Успенском соборе Московского Кремля.

«Священнодействие отправлял Казанский Митрополит Ефрем, Корону держал Князь Феодор Иванович Мстиславский, Скипетр – Князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, Царскую шапку – Иван Никитич Романов, Державу – Василий Петрович Морозов, а за платьем ходили Князь Д. М. Пожарской и Казначей Троханионтов. Торжество коронования продолжалось три дни, в течение которых наградил Царь весьма многих поместьями… В Бояре пожалованы были только Князья Иван Борисович Черкасский и Д. М. Пожарский. Знаменитый Козьма Минин назван был Думным Дворянином», – пишет В. Н. Берх в своём исследовании «Царствование царя Михаила Феодоровича и взгляд на междуцарствие» (1832), обе части которого также можно изучить на портале Президентской библиотеки.

Новый государь стал новой надеждой. Народ верил, что сделал правильный выбор, и жизнь при Михаиле Фёдоровиче обязательно наладится. Вот что говорится об этом в вышеупомянутой книге Д. В. Цветаева: «Московский князь-вотчинник стал представителем всей Руси, выразителем высших народных стремлений, органическим воплощением идеала внешней безопасности и независимости, внутреннего объединения и благополучия. Отсюда, по народному сознанию, образовалась близость царя ко всем и близость всех к нему. Род или лицо, не пользующееся широким народным расположением и доверием, не могло бы положить прочного начала новой династии».

Что же касается самого государя, то взошёл на престол он, обуреваемый сомнениями. Об этом рассказывают Кичеев и Завадский-Краснопольский:«Долго думал боярин: брать ли ему Царский венец? Страшно было шестнадцатилетнему юноше взять на свою совесть и ответ перед Богом опозоренную родную землю и измученный Русский народ. Но делать было нечего. Отказаться от венца – значит оставить Царство Русское на погром и расхищение врагам; взять на себя заботы Царя – значит спасти родную Русь от беды, горя и напастей. И порешил боярин – взять на себя Царское звание».

По всей видимости, не проявлял царь необходимой для своего высокого звания твёрдости характера и взойдя на трон. По мнению ряда экспертов, политику страны тогда определял не он сам, а его придворные. «Первые годы правления царя Михаила Феодоровича до сих пор представляют собою такой исторический момент, в котором не всё доступно научному наблюдению и не всё понятно из того, что уже удалось наблюсти. Не ясны ни самая личность молодого государя, ни те влияния, под которыми жила и действовала эта личность, ни те силы, какими направлялась в то время политическая жизнь страны… Около царя заметен кружок дворцовой знати – царских родственников, которые вместе с государевой матерью тянулись к влиянию и власти», – сообщает С. Ф. Платонов в «Лекциях по русской истории» (1917).

При этом нельзя сказать, что жизнь в России не менялась к лучшему: «Народ крепко обеднел – и Царь облегчил налоги; разорены и выжжены были Русские города – и Царь вновь отстроил и украсил их; опустошена была Русская земля – Царь построил новые города: Орёл, Козлов, Тамбов и другие. При Царе Михаиле Феодоровиче послы Русские ездили в землю китайскую, а казаки отняли у турок город Азов. Государевыми заботами отдохнула обливавшаяся дотоле кровью святая Русь. Больше тридцати лет народ Русский видел царския милости и попечение о своих нуждах. Радостно было ему знать, что безначалию не бывать больше в земле Русской», – написано в книге «Царь Михаил Фёдорович: великий государь всея Руси, родоначальник наших государей из ныне царствующего дома Романовых». Более того, эпоха царствования первого Романова примечательна особенной ролью народа в управлении страной, отмечает И. Д. Беляев в книге «Положение русского общества в царствование Михаила Феодоровича» (1862): «Все важныя государственные дела, а особенно те, в которых разсуждалось о денежных и других сборах, решались не иначе, как по соборному приговору выборных людей от всей Русской земли, как служилых, так и неслужилых… Во всё царствование Михаила Феодоровича все важныя государственныя дела решались по указу государеву и по соборному приговору всей земли Русской; так что власть государя стояла рядом с властию общества».

Тем не менее при Михаиле Фёдоровиче были и потери.. Некоторые историки утверждают, что знаменитый Столбовский мир со Швецией был достигнут слишком дорогой ценой для нашей страны. Эта точка зрения отражена в «Лекциях по русской истории» С. Ф. Платонова: «По Столбовскому договору 1617 г. решено было следующее: Густав-Адольф уступал русским все свои завоевания, не исключая Новгорода, брал 20 000 руб. и оставлял за собою южный берег Финскаго залива с Невой и городами: Ямом, Иван-городом, Копорьем и Орешком, теми самыми городами, которые в 1595 г. Борисом Годуновым были возвращены Москве. Густав-Адольф… не раз хвастливо говорил про Москву, что теперь этот враг без его позволения не может ни одного корабля спустить на Балтийское море».

Ещё один аргумент, нелестно характеризующий Михаила Фёдоровича, заключается в том, что царь допустил в России двоевластие: «вторым государём» стал его отец – теперь уже патриарх Московский и всея Руси Филарет. В отличие от сына, говорят исследователи, он был суров и жесток. Но вместе с тем обладал развитым политическим умом – именно это качество позволяло ему управлять не только церковью, но и государством.

Но откуда Михаилу Фёдоровичу было черпать силы моральные при отсутствии сил физических? Известно, что с юности первый Романов был серьёзно болен, о чём свидетельствует тот же С. Ф. Платонов: «Болезненный и слабый, царь Михаил всего тридцати с небольшим лет так „скорбел ножками“, что иногда, по его собственным словам, его „до возка и из возка в креслах носят“».

Как бы там ни было, но оба лагеря учёных признают факт: основатель династии Романовых был любим подданными. После правления Ивана Грозного и распрей Смутного времени, возможно, нужен был именно такой царь: подаривший мир и право голоса. Поэтому 23 июля 1645 года, когда Михаил Федорович скончался, горем была охвачена вся Россия. Об этом можно прочитать на портале Президентской библиотеки в «Положении русского общества в царствование Михаила Феодоровича» И. Д. Беляева: «Михаил, после непродолжительной болезни, совершенно нечаянно для народа, скончался, едва достигнув 49 лет от рождения. Много плакали Русские люди, хороня любимаго царя, – да и недаром».

Похоронен Михаил Фёдорович Романов был в Архангельском соборе Московского Кремля.

Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *