Уроки русской Поэзии. Урок 19 — НЕОЛОГИЗМ

Владимир ХОХЛЕВ

Санкт-Петербург

 

Урок 19. Неологизм

 

Жизнь и развитие народа (этноса) зависят, как минимум от двух условий.

Должны рождаться новые люди. И должны рождаться новые слова.

Без новых слов невозможно обозначить те новые явления и вещи, которые появляются постоянно. Невозможно соответствовать современным реалиям жизни. Невозможно обозначить новые грани, смыслы и оттенки.   

Рождение новых слов обеспечивает жизнь и развитие языка, на котором народ говорит.

Слова рождаются в разных сферах жизнедеятельности: в науке, технике, общественной жизни… Но главным полем словотворчества является поле литературы, в первую очередь — Поэзии.

Почему?

Потому что на этом поле работают люди, которые словом и языком занимаются профессионально.  Способные образовывать слова — отсутствующие в языке раньше — мастерски.

Сегодня мы будем работать с поэтическими неологизмами  (др.-греч. νέος — новый, λόγος — слово) — новыми словами, значениями слов и словосочетаниями, которые появились в языке трудами поэта. Конечно, не все они «пошли в народ», но внимания заслуживают пристального.
Какого поэта? 

В Поэзии русской нет автора, который «родил» бы больше неологизмов, чем Владимир Маяковский.
С «детьми» Владимира Владимировича мы и познакомимся.

Поэма «В.И. Ленин».

 

Партия –

        рука миллионопалая,

сжатая

      в один

            громящий кулак.

 

Посмотрим, как рожден неологизм «миллионопалая». Соединением корней слов «миллион» и «палец». Что дает автору новое слово? Возможность донести до читателя мысль о силе коллективной коммунистической руки – на которой миллион пальцев рук отдельных коммунистов – сжатой в один кулак.

И читателю кажется, что нет силы способной этот кулак разжать.

«Адище города» (1913).

 

Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки.

 

Оглядываясь на увеличительные и уменьшительные формы русской фольклорной поэзии, автор увеличил «ад» до «адища», затем уменьшил до «адка». Родились новые слова и новые, сильные образы.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)

 

…Но странная из солнца ясь
струилась, —
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом постепенно.

 

Что это за ясь струилась из солнца? По логике событий – ясность.

Только ли чтобы попасть в рифму с «разговорясь» автор пошел на сокращение, выкинув ненужный суффикс и получив неологизм?

Не только.

Владимиру Маяковскому нужно было приравнять солнце с Владимиром Маяковским. Принизить великое небесное светило до какой-то небольшой земной вещи. Какая-то «странная ясь» помогла это сделать.

Мы видим, что поэт создает новое слово не ради его создания (чем, к примеру, увлекался Велимир Хлебников), а с чисто практической целью.

 

«***»

 

Мое пребывание небом не считано,

и я

от зорь его,

от ветра,

от зноя

окрасился весь небесно-защитно —

тело лазоревосинесквозное.

Я так натянул мою материю,

что ветром

свободно

насквозь свистело,-

и я

титанисто

боролся с потерею

привычного

нашего

плотного тела.

 

Казалось:

миг —

и постройки масса

рухнет с ног

со всех двух.

Но я

сковался мыслей каркасом.

Выметаллизировал дух.

 

Длинный эпитет-неологизм «лазоревосинесквозное» родился путем соединения трех эпитетов «лазоревое», «синее» и «сквозное».

«Титанисто» — из «титана». «Сковался» — из «сковал» (сам себя). «Выметаллизировал» — из «металлизации» (но опять по отношению к самому себе, поэтому потребовалась приставка «вы»).

 

Посмотрим, как поэт рождает неологизмы для стихотворения «Киноповертие».

 

Первый вариант:

Жирные животами. Лобиками узкие.
Европейцы – на чем у вас пудры пыльца?

Второй вариант:

Жирные животами. Лбёнками узкие.
Европейцы – на чем у вас пудры пыльца?

 

Наконец, окончательный вариант

Жирноживотые. Лобоузкие.
Европейцы, на чем у вас пудры пыльца?
Разве эти чаплинские усики —
не всё, что у Европы осталось от лица?

Владимир Влидимирович решал задачу восхваления советского образа жизни и умаления всего европейского, капиталистического.
Умалять — так умалять.
«Лобиками узкие» слабее чем «лбенками узкие». Но — опять два слова! Сложное произношение — какие-то «амиузки».
И певец советского строя из двух слов делает одно, новое, звучное, дающее четкую характеристику и главное — максимально выразительное… Рождается неологизм — «лобоузкие» (перевертыш от «узколобые»). А рядом еще один, схожий — «жирноживотые».

А вот прием создания неологизма путем превращение единственного числа во множественное.
До Маяковского, было принято считать, что природа у нас одна. Но поэту в этой одной природе тесно. От видит несколько природ — сильных, слабых…
В марше «Мы идем» (1919) провозглашает:

Мы
разносчики новой веры,
красоте задающей железный тон.
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
в небеса шарахаем железобетон…

Маяковский создает неологизмы не только соединяя. Вот пример, когда ненужная приставка просто отрезается.

 

Вернемся к «Необычайному приключению…»

Устанет то,

и хочет ночь

прилечь,

тупая сонница.

Вдруг — я

во всю светаю мочь —

и снова день трезвонится…

«Сонница» — новое слово.

Еще один вариант неологизмотворения — придумывание необычных степеней сравнения.
Из «Послания пролетарским поэтам».

 

Что может быть

капризней славы

и пепельней?

В гроб, что ли,

брать,

когда умру?

Наплевать мне, товарищи,

в высшей степени

на деньги,

на славу

и на прочую муру!

Какое точное, новое слово «пепельней»! От слова «пепел», который ветер развеет по миру и ничего не останется.

 

Из «Владимира Маяковского»

 

Мир зашевелится в радостном гриме,

цветы испавлинятся в каждом окошке…

 

Кто из поэтов до Владимира Владимировича сравнивал цветы в окошках с павлиньими хвостами? Поэт не просто сравнил — сотворил неологизм.

 

Неологизм можно создать присоединив к глаголу не одну, а две равновеликих приставки. Из «Жида».

 

Буржуй

бежал

подгибая рессоры,

сел

на английской мели’.

 

В его интересах расперессорить

народы советской земли.

 

Зачем к приставке «пере» поэт добавляет «рас»?

Чтобы усилить корень «ссор» и значение слова с этим корнем. Не просто «поссорить», не просто «перессорить», но «расперессорить»!

Без какой бы то ни было возможности примирения народов!

 

Владимир Владимирович не сомневается и в трех приставках.

 

«Стих как бы шофера»

 

Сто́ит

машине

распрозаявиться —

уже

с тротуара

спорхнула девица.

У автомобильного

у колесика

остановилась

для пудрения носика.

 

Рас-про-за-явиться!!! — авторский неологизм с тремя равновеликими приставками.

 

В трехсотстрочной (мой неологизм) поэме «Флейта-позвоночник»  поэт выдаёт серию глагольных форм с приставкой «вы»: выдумалась, вымозжу, вымер, выгранивал, выселится, выбелят, выдранный, вычекань, вылинял, вырылись, выгромил, высеченный, вымучившая и др.

 

В поэме «150 000 000»находим такой необычный неологизм – глагол от знакомого всем существительного «гром».

 

В диком разгроме,

старое смыв,

новый разгро’мим

по миру миф.

 

Не разгромИм (разобьем), а разгрОмим — то есть уподобимся грому, и громко разнесем по миру новый миф. 


Зачем поэту столько неологизмов? Не есть ли их производство — личным увлечением, хобби?
Нет.
Маяковский отражал новое время, в котором всё (до мыслей в головах) было в новинку. Поэт искал возможности «дать» читателю новые, дополнительные оттенки значений, «цеплял» его неожиданными поворотами мысли. Не боясь рисковать, искал и находил. Ведь «Поэзия — вся! — езда в незнаемое.»

«Война и мир»

…Тихие!
Недолго пожили.
Сразу
железо рельс всочило по жиле
в загар деревень городов заразу.
Где пели птицы — тарелок лязги
Где бор был 
стодомым содомом.
Шестиэтажными фавнами ринулись в пляски
публичный дом за публичным домом.

Значение слова «всочить» сразу и не найдешь.
Оказывается «зараза городов» сочится по рельсам, железо которых насильственно вставлено в загар деревень.

В стихотворении «Пиво и социализм» Владимир Владимирович — после того как высмеял неуместность сочетания имени Бебеля с пивным заводом, которому оно присвоено — говорит:

Товарищ,
                в мозгах
                        просьбишку вычекань,
да так,
           чтоб не стерлась,
                        и век прождя:
брось привычку
                        (глупая привычка!)
приплетать
                ко всему
                                фамилию вождя.

Неологизмы «вычекань» и «прождя» помогают экономно, ярко и сжато выразить основную нравоучительную мысль.
Вычекань — не просто запомни, не запиши на воображаемой бумаге — но сохрани «в металле», «в чеканке».
«Век прождя» — поэт опасается, что глупая привычка может быть отброшена, но не видит гарантии того, что к ней не вернутся через сто лет.
Поэтому — чтобы не стерлась — и должна она ждать век в металле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *