По следам детского кино. «Лимонад» режиссера Евгения ГРУШИНА

Корреспондент: Евгений, как Вы считаете, куда ушло детское кино?

Евгений: Оно никуда не ушло, его просто перестали снимать. Детское кино не должно быть дифференцированно в какую-либо категорию в том смысле, что оно «только для детей», оно для всех. Да, в таком кино не должно быть жесткости, насилия, ненормативной лексики, откровенных сексуальных сцен, но не стоит избегать «взрослых» проблем, следует рассказывать о жизни, как она есть, но адаптированным для детской аудитории языком. Мы поднимаем темы философские, нередко пронизанные трагизмом. Я хочу, чтобы наш зритель понимал, что этот мир не совсем прост, и любому человеку рано или поздно придется столкнуться с несправедливостью, конфликтными ситуациями, иными словами, со всеми проявлениями реальности. Детское кино – это совершенно уникальный язык повествования, концентрация на личности человека как на высшей ценности всего сущего, на проявлении эмпатии ко всем. И, как у одного из любимых мной кинорежиссеров С. Спилберга, такой персонаж может быть ребенком. А если он вдруг взрослый – то он обязательно должен сохранить в себе ребенка, не смотря на очень жесткую окантовку реальной жизни.

Корреспондент: как к Вам пришла в голову идея снять полнометражное кино?

Евгений: Это была учебная работа в студии, где я преподавал. Все началось с простой истории о мальчике-отщепенце, который очень хотел отпраздновать свой День рождения, но потом сам сюжет стал открывать нам новые грани – и так из юмористической короткометражки, законченной летом 2022 года, получилось полноценное философское полнометражное кино, куда вплелись истории и других героев, непосредственно повлиявших на жизнь Даниила Доброва (так зовут главного героя). Над его окончанием мы трудимся и на текущий момент. Фильм снимается не так быстро, как нам хотелось бы из-за различных факторов, не последнее место из которых занимает бюджет, а точнее его отсутствие. Несмотря на то, что практически все участники нашего проекта снимаются бесплатно, площадки предоставляют свои услуги также на некоммерческой основе, необходимое оборудование и реквизит – оплачиваем из нашего кармана и на средства, собранные с тех, кто искренне захотел помочь.

-2

Корреспондент: наверное, поэтому «Лимонад» называют уже народным кино?

Евгений: Народное кино – это когда нас нет, но мы существуем, мы не значимся ни в одном реестре, на «кинопоиске» обо мне написано два слова, но это не значит, что я ничего не сделал. Просто все дело в том, что, если ты хочешь совершить добрый поступок, – не обязательно никого спрашивать об этом: ни Мин культ, ни какие еще иже с ним Ведомства.

Есть хороший пример, у нас в доме, где я живу, есть такая «народная дружина» – отряд добровольцев, который объединился, чтобы просто навести порядок у себя в доме, не дожидаясь никаких санкций свыше. Всем надоело жить в грязи, терпеть бардак, хаос, беспредел. Так и мы – решили сделать свое кино, отвечающее запросам некоторой части общества.

Корреспондент: Евгений, о чем же Ваш фильм в двух словах?

Евгений: в двух словах – это притча о крушении надежд. Но это не значит, что у этой истории нет надежды, у нас все, как жизни: за любым очарованием следует разочарование, а потом человек начинает действовать и совершать нехарактерные для него поступки. Посмотрите кино, дождитесь премьеры, я уверен, что Вы найдете для себя гораздо больше информации, чем я сейчас могу сказать. Словами передать то, что мы закладывали годами работы, очень сложно, да и не нужно.

Корреспондент: Вы сами пишете сценарий?

Евгений: сценарии пишу я, правит моя супруга. Она также помогает мне прорабатывать мои идеи, доводить их до совершенства. Хотя и последнее слово всегда за мной, она вносит неоценимый вклад во все мои сценарии, тексты. Такого глубокого погружения в мое творчество не было еще ни от кого. И обращаю внимание на то, что это отнюдь не потому что она моя супруга. Это больше, чем быт или рамки семейных взаимоотношений.

… Мне сложно ответить на вопрос, откуда берутся идеи, образы, наверное, существует более тонкая реальность, где все это рождается и обрабатывается, систематизируются, и мне кажется, что наша причастность к такому процессу не полная. Конечно, наличие способностей, знание технологии, жизненного опыта, желания придумать, написать, свежая голова и время – играют свою роль, но самое интересное, что такая роль не исключительная. Я говорю об этом со стопроцентной уверенностью: если на сей счет нет воли Всевышнего – ты ничего не придумаешь и не напишешь, и тем более не снимешь.

Корреспондент: насколько личный с Вашей точки зрения фильм «Лимонад»?

Евгений: он такой же мой, как и Ваш (улыбается). Я беру за основу всегда то, что уже есть в моем жизненном опыте, и я уверен, что не ошибаюсь в правдивости своей фантазии. Например, главный герой отчасти списан с актера – исполнителя этой роли Даниила Курылина, даже имя мы оставили то же (как и практически у всех актеров). Так получилось, что как только я с ним познакомился, то сразу понял, что в этом человеке уже содержится весь нужный материал для работы. То, что он рассказывал о себе, о своих похождениях по заброшкам – уже из одного этого можно бы снять отдельное кино. Образ отца Дани буквально списан с личности отца моего близкого друга. Именно так они и жили. Дома был склад всякого рода приносных вещей, материалов, инструментов. В спальне могли лежать колеса от автомобиля. Мое мнение такое, если ты не знаешь, как правильно описать героя – возьми его из жизни, она всегда подскажет тебе и, порой, в деталях, а там уже дело за твоей фантазией. Так что «Лимонад» – это не только моя работа, это наша общая работа. Мне отведена роль человека, который консолидировал персонажей, образы, биографии, идеи.

Корреспондент: художник Дмитрий Шагин нарисовал картину для «Лимонада»?

Евгений: да, это чистая правда, за что я ему благодарен. Он не только нарисовал картину, но еще и сам принял участие, снялся в нескольких эпизодах.

Евгений Грушин и Дмитрий Шагин
Евгений Грушин и Дмитрий Шагин

Корреспондент: как Вам удалось его привлечь в проект?

Евгений: Вы знаете, все, что я могу сказать, – это мои личные предположения. Для меня Дмитрий, безусловно, человек творческий, а это уже многое объясняет. В фильме он является олицетворением нашего слогана «Сила в доброте».

Корреспондент: расскажите о других участниках?

Евгений: у нас много участников. Например, известный музыкант, художник, один из основателей группы «НОМ» – Андрей Кагадеев – исполняет роль отца нашего героя. Это очень примечательная роль, я никого другого не представляю на его месте.

-4

Глеб Ильинский сыграл Глеба Абрамовича Махрового, центрального персонажа в четвертой (заключительной) части картины. С ним отдельная история. И моя версия его появления в нашем проекте такова: Глеб Борисович по своей природе актер, у него высшее театральное образование. Его актёрское дарование и замечательные человеческие качества очень гармонично вплелись в проект. Не пропадать же добру! Его склонность к иронии, трогательность, глубина, обаяние, манкость, – все, что нужно для такого кино, как наше. Он вообще личность монументальная как в жизни, так и в фильме «Лимонад».

-5

Григорий Табакаев – актер «Театра Дождей», мой друг, земляк-сибиряк, сыграл потрясающую роль куратора нашего главного героя – Михаила Андреевича. У меня даже сейчас не хватит слов, чтобы описать его обаяние, природный юмор, и весь мега потенциал сродни, наверное, великому А. Миронову. Дальнейшие комментарии излишни, нужно смотреть.

-6

И конечно же замечательный Даниил Курылин – очень неординарный молодой человек, исполнитель роли главного героя Даниила Доброва, актер. С этим человеком меня связывает отдельная история, он был мои учеником, когда студия «Юный Спилберг» была обучающей и базировалась в ДК «Кировец». Я ушел из ДК, студия распалась, а работу над проектом мы вместе с Даней и, пожалуй, еще с двумя учениками продолжили.  Поначалу это выглядело так, что я его постоянно уговаривал сняться еще в одной сцене, потом еще в одной, в конце концов так и получился наш полный метр. Даня сыграл креативного, непредсказуемого, доброго подростка, его образ был подсказан где-то опытом моего детства, где-то опытом Дани, где-то нашими любимыми киногероями. Кто-то сказал, что его образ – чистый миф. Неправда! Когда я слушал рассказы о его увлечениях, взаимоотношениях со сверстниками, я понимал, что мы похожи, и это тот самый материал, с которым можно и нужно работать.

-7

Олег Коржинский – слепой музыкант, сыграл фактически самого себя. Его свет и природное обаяние как бы «подсвечивают» там, где это необходимо.

-8

Выделяя кого-то, я могу обидеть других участников, которые вложили душу в наш проект. Мой поклон и бесконечная благодарность им всем. Вы не представляете, чего стоит поступок каждого, когда в час пик, по платным дрогам, к нам едут с другого конца города семьями, чтобы принять участие в очередной сцене. Например, семья Кудряшовых, сотрудничество с ними у нас продолжается уже почти пять лет, еще со времен другого проекта «Дай списать».

Моя благодарность семье Башировых и замечательной Светлане, они предоставили нам транспорт, свой частный дом, который стал домом нашего героя Глеба Абрамовича. Невероятно широкой души поступок. Благодарю организацию НИИПГ за предоставление площадки, она по нашему фильму Бизнес-центр Глеба Абрамовича «Капитолий», пространство «360» в лице Дмитрия Веселова.

Благотворительную организацию «Перспективы» и лично Евгению Соколовскую за помощь и предоставление возможности съемки детей-инвалидов. Благодарим Пансионат «Заря» и лично директора Екатерину Семенову и, разумеется, всех замечательных бабушек, постояльцев ее дома.

Промышленно-технологический колледж им Н.И. Путилова, директора Шорникова Геннадия Георгиевича и лично заместителя по учебно- воспитательной работе Гуслеву Татьяну Владимировну, а также преподавателей, студентов – бессменных участников нашего проекта, поклонников Даниила Доброва. Директора Медицинского колледжа №2 Александра Николаевича Ряскина, петербургский метрополитен, компанию «По рекам и каналам».

Завод АТИ в лице Сергея Шарова и Владимира Уварова, храм Покрова Божией матери на Боровой улице в лице о. Александра Ежова, директора «Радио Мария» Станислава Козлова-Струтинского.

Школу №493 Кировского района, клуб «Гараж-Сарай» в лице Валерия Кефта, кафе «Станица» и, конечно, поставщика наших фирменных желтых шариков Яну Ионову (компания «Шарики людям»), нашего друга Елену Маркову за бесконечную моральную поддержку и др.

-9

Корреспондент: поговорим о музыке. В Вашем фильме столько замечательных музыкальных тем, которые очень продуманно вплетены в контекст, как Вы думаете решить проблему с правами на них?

Евгений: Над решением этого вопроса мы трудимся. Проблема в том, что для связи с правообладателями нужны специальные люди, таких пока в моем окружении нет, но, если такие найдутся, я буду очень рад. Музыка в нашем кино имеет особенное значение, она является составной частью образного строя фильма. С удовольствием расскажу о том, что одну из главных тем, написала для нас замечательная композитор – Анна Камаро. Она очень тонко прочувствовала наш проект, мы долго общались, я рассказывал о своем видении образа героев, и вот случилось то, что называется «творческий союз режиссера и композитора», я остался доволен.

Корреспондент: Расскажите о своем образовании?

Евгений: Я закончил театральный институт, получил режиссерское образование.  Диплом лежал в моей папке документов до 2015 года, потом, вроде, стал пригождаться.

Корреспондент: каким образом?

Евгений: Я получил очень хорошую базу, так как учился у отличного педагога и в первую очередь порядочного человека, который, я знал, не научит ничему дурному. Он дал мне определённую систему знаний, которую я стал применять, когда стал снимать свои фильмы.

Корреспондент: У Вас есть яркие воспоминания студенчества?

Евгений: Это были насыщенные пять лет учебы, где я получил опыт взаимодействия с творческим коллективом, опыт сценического существования. Сразу скажу, как от актёра от меня отмахивались: по сценической речи, пластике, танцам. Зажат, зажат, едва ли профессионально не пригоден. Хотя иногда получал удовольствие от игры на сцене. Причем я терпеть не могу слово «игра», мне нравятся слова «сценическое существование», «бытийность» «жизнь». По режиссуре ко мне вопросов не было. С удовольствием ставил учебные этюды, инсценировки. Во всем остальном развивался как личность, любил музыку, смотрел кино, открывал что-то новое, влюблялся…

Корреспондент: Когда впервые Вы задумались над тем, что хотите снимать кино?

Евгений: Я любил кино с детства, сначала оно завладело моей душой, потом я понял, что хочу сам снимать, но произошло это не сразу. Я получил ряд киновпечатлений, которые, как прививка, попали в меня, и я уже ничего не смог с этим поделать.

-10

Корреспондент: почему Вы не поступили сразу на кинорежиссера?

Евгений: поблизости не было ни одной киношколы, и, по ряду причин, я решил поступать в театральный ВУЗ. Так получилось, что пришел в кино через театр, а в театр через кино. Однако мой театральный путь закончился, когда я выпустился из театрального вуза. Но кино осталось… Говоря об образовании, я думаю, что, по-прежнему, учусь, не упускаю ни малейшей возможности узнать что-то новое.

Корреспондент: Евгений, Вы любите театр?

Евгений: да, очень люблю, но не все спектакли и не любой театр вызывают в моей душе отклик. Я очень избирательный. Например, мне нравится камерный театр, моноспектакли, мне кажется, что там есть настоящая магия театра, его душа. Когда один человек выходит на сцену и проживает на протяжении полутора часов целую жизнь, в луче одного прожектора с минимальным набором декораций и реквизита, – это впечатляет. Особенно, если этот актер не пустой, у него горят глаза, он выкладывается на все 100 процентов. Для меня такой человек уже больше, чем актёр, он художник. Часто бываю равнодушен к большому театру, грандиозным постановкам.

Корреспондент: почему Вы решили назвать студию «Юный Спилберг»?

Евгений: во-первых, это была дань уважения к творчеству и личности С. Спилберга. Именно связь с этим человеком подарила мне ощущение того, какими должны быть мои фильмы. Я ни в коем случае не собирался ему подражать, мне нравится огромное количество и других режиссёров. Но почему-то, если говорить о кинематографе детском, то для меня это именно Спилберг, который ко всему прочему, еще и юный. Как и многие его герои, мои персонажи также стоят на границе взросления, обретения силы, крепости духа, преодолевают трагический барьер адаптации и выживания в этом сложном мире. Иными словами, то, с чем сталкивается любой человек и, конечно же, художник, когда начинает делать первые шаги.

Корреспондент: для чего Вы снимаете «Лимонад»? Какая судьба ждет его потом?

Евгений: Мне часто задают этот вопрос, и я не знаю, что на него ответить. У меня есть ощущение важности того, что мы делаем. Важности участия каждого, необходимости раскрыть каждого актера. Я избегаю дублёров, не люблю никого менять. Я часто жду актёра, пока он освободится и вернется в проект. Например, сейчас наш главный герой Даня проходит срочную службу в армии, я отказался менять его на дублера, сказал, что буду ждать.

Куда потом пойдет этот фильм? Меня больше волнует качество самого фильма, его технические и художественные характеристики. Если я сделаю все, как нужно, по-взрослому, поверьте, применение этому фильму будет обеспечено.

Еще часто я слышу такой вопрос, зачем мне все это нужно, потешить самолюбие?

Для искусства, на мой взгляд, самолюбие — вещь вредная, ибо по-настоящему талантливого человека всегда видно, а испытывать чувство гордости по поводу своей одаренности – перестать развиваться.

Амбиции должны быть, но опять-таки по направлению к реализации поставленной задачи. Например, вырасти профессионально, повысить авторитет. Ты становишься ярче и привлекательнее для спонсоров. Появляются новые перспективы, открываются возможности снимать новые проекты. Если развивать эту тему, могу поделиться мыслями древних философов о том, что такое служение или преданность искусству, культуре, но зачем? Мне кажется и так понятно, а быть занудой я не хочу.

-11

Корреспондент: Ваши нелюбимые качества в людях?

Евгений: самоуверенность, невежество, обывательское отношение.

Корреспондент: любимые качества?

Евгений: преданность, честность, трудолюбие, эмпатия.

Корреспондент: Евгений, как бы Вы себя охарактеризовали как человека?

Евгений: по характеру вспыльчивый, как человек – не вписывающийся ни в одну из существующих систем.

Корреспондент: Ваши любимые режиссеры?

Евгений: Их много, а с годами становится еще больше. В юности у меня на полке в рамках стояли так называемые «святые отцы»: Кубрик, Коппола, Уэллс, Тарковский, Скорсезе, Спилберг. Позднее этот список пополнили Тарантино, Линч, Звягинцев, братья Коэны, Джармуш, Форман и другие.

Корреспондент: как можно поучаствовать в народном кино?

Евгений: нашему проекту всегда нужна помощь и поддержка, не только финансовая, но и профессиональная (например, толковый звукооператор, осветитель). Также всегда нужны люди для эпизодов и массовки. У нас есть группа в контакте https://vk.com/grushinfilm, где мы публикуем актуальные новости и анонсы съемок. Присоединяйтесь! Сделаем вместе что-нибудь действительно стоящее.

-12
 .
Источник: https://dzen.ru/a/Z3EBksLVJFJxcZuY

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *