Победное шествие «живой фотографии»

Президентская библиотека ко Дню российского кино

 

Ежегодно 27 августа в нашей стране отмечается День российского кино. Президентская библиотека уделяет особое внимание хроникально-документальным лентам, как самой достоверной летописи времени. Сформирована и постоянно пополняется обширная электронная коллекция, в которую входят более 600 единиц хранения: это официальные документы, исследования, изобразительные материалы (афиши, плакаты, открытки), раскрывающие различные аспекты развития отечественного кинематографа с начала XX века, а также представляющие отдельные фильмы и актёров российского и советского кино.

Историк кино Борис Лихачёв в своей книге «Кино в России» (1927) пишет: «В 1896 году российский зритель впервые увидел иностранное кино следующего содержания: к платформе подходит поезд, из него выходят пассажиры и поезд уходит. Вот и всё. Увиденное произвело ошеломляющее впечатление. Годом ранее эту же «машину для воспроизведения жизни» увидели парижане на сеансе «синематографа Люмьера», который соединил на экране фотографию и движение. Начало было положено, и с этого момента «живая фотография» начала своё победное шествие».

«О том, что такое кинематограф, распространяться не приходится. Едва ли в России найдётся город, в котором, хоть временно, не красовалась бы вывеска «электро-театра». «Живая фотография» оказывает неоценимые услуги, и недалеко то время, когда ни одно хорошо устроенное учебное заведение не будет обходиться без своего кинематографа», – буквально предсказал в 1909 году Владимир Готвальд в своей книге «Кинематограф («живая фотография»)». Готвальд подсчитал, что в 1900 году во всей России было всего 10 кинематографов, а в 1909 году в одной только Москве– 78.

«Первая русская картина была снята осенью 1907 года и демонстрировалась в феврале 1908 года, – говорится в исследовании Бориса Лихачёва. Сначала российские киностудии выпускали только документальные фильмы и хроники, например, „Виды Москвы и московский Кремль“, „Рыбная ловля в Астрахани“, „Поездка по Волге“ и другие. Один из таких фильмов посвятили поездке Льва Толстого в Москву. Появление писателя на экране вызвало фурор –„сам“ Лев Толстой показывается в кинематографе. В газете „Петербургский Листок“ заподозрили, что в роли Толстого выступил загримированный артист. Однако супруга писателя подтвердила подлинность плёнки и потребовала, чтобы её мужа показывали „исключительно в программах, состоящих из научных и видовых лент“». Подробно об этом также можно прочитать в книге Бориса Лихачёва.

Постепенно разгорается жёсткая конкуренция между зарубежным и отечественным кинематографом. Зритель требует не документальной хроники, а художественных фильмов, и хочет видеть именно русские картины. Эту возможность публике дал фотокорреспондент русских и заграничных газет Александр Дранков, открывший в 1907 году первое в России синематографическое ателье. Дранков представил публике настоящую русскую художественную картину «Стенька Разин» («Понизовая вольница»).

На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с редкими образцами российского художественного кинематографа. Это немые чёрно-белые ленты режиссёра Петра Чардынина «Боярин Орша» (1909) и «Вадим» (1910), «Бэла» (1913) режиссёра Андрея Громова, снятые по мотивам произведений Михаила Лермонтова. А также с уникальным кинодокументом – хроникой 1906 года, запечатлевшей вынос в Георгиевский зал Зимнего дворца императорских регалий, произнесение Николаем II тронной речи и молебен по случаю открытия первого созыва Государственного Совета и Государственной Думы.

В своей работе «Петербургское кино и русская культура» (2007) доктор философских наук Александр Казин пишет: «Петербуржцы могут гордиться, что первый киносеанс в России состоялся в их городе, после знаменитого сеанса братьев Люмьер в Париже. Именно в Петербурге возникла первая русская киностудия, где А. Дранков выпустил игровой фильм про Стеньку Разина. В 1918 году создан Петроградский Кинокомитет при Наркомпросе, положивший начало знаменитому „Ленфильму“, с которым в 1930-х годах, связан рассвет советского кино. Возникает даже особый термин – „ленинградская школа“ киноискусства, отличающаяся, прежде всего, этической направленностью её произведений на отдельную человеческую личность в потоке истории…».

Президентская библиотека создаёт собственные документальные фильмы по истории России. На портале учреждения можно посмотреть ленты, посвящённые величественным соборам и монастырям Пскова, Великого Новгорода, трилогию о Старой Ладоге, которая состоит из документальных фильмов «Стольный город», «Спасённые фрески Старой Ладоги. Церкви XII века», «Спасённые фрески Старой Ладоги. Церковь Святого Георгия».

В рамках проекта «Президентская летопись» во взаимодействии с Администрацией Президента Российской Федерации подготовлены ленты «Символы президентской власти», «Личная библиотека Президента Российской Федерации», «Обращаюсь к  Президенту», «Архив Президента Российской Федерации», «Парадная резиденция Президента России. Большой Кремлёвский дворец». С этими и другими материалами предлагаем ознакомиться на портале Президентской библиотеки в разделе «Аудиовизуальные материалы». Кроме того, документальные фильмы регулярно транслируются на портале библиотеки в разделе «ТВ-Канал».

.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *