Из фонда Президентской библиотеки: музыка Шостаковича – это «проникновение в смысл бытия».

Из фонда Президентской библиотеки: музыка Шостаковича – это «проникновение в смысл бытия, красота свободной человеческой личности»

Считая себя по праву наследником русской симфонической школы, Дмитрий Шостакович больше всего опасался штампов в творчестве. Композитор искал свой собственный почерк, это неизбежно сказалось на построении и стилистике его симфоний, их он успел создать 15. Самой известной считается Седьмая, Ленинградская, ставшая музыкальным символом стойкости нашего города. Электронная копия партитуры симфонии представлена на портале Президентской библиотеки. Там же можно ознакомиться с ещё одной реликвией – программкой концерта «Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича»за 9 августа 1942 года – день премьеры произведения в Ленинградской филармонии.

25 сентября 2018 года мы будем отмечать 112 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Мало кто из композиторов был столь признан и прославлен при жизни, как он. Народный артист СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Ленинской и государственных премий – это на своей советской Родине. Плюс огромный перечень зарубежных наград и дипломов, почётных званий многих университетов, музыкальных обществ: Шведской королевской музыкальной академии, Итальянской академии, почётный доктор музыки в Оксфорде, командор Ордена искусств и литературы во Франции (первый иностранец, удостоенный этой награды), звания и титулы в Австрии, Финляндии, Америке. Это, однако, не помешало официальной критике подвергнуть Шостаковича остракизму «за формализм в музыке» в послевоенное время.

Семья Шостаковичей была музыкальной как по материнской, так и по отцовской линии. В доме по вечерам часто устраивались домашние концерты. Неудивительно, что свою дебютную работу – фортепианную пьесу – Дмитрий Шостакович представил в возрасте девяти лет. В Петроградскую консерваторию, которая оставалась лучшей в стране, Шостакович поступил в тринадцать лет. Хрупкий очкарик, долгое время выглядевший не по годам юным, Шостакович был застенчив, немногословен, несколько угловат. Его словесный портрет предельно точно очерчен Евгением Евтушенко: «На сцене очкастый человек стоит – не бог. / Неловкость пальцев в судорожной сцепке / И в галстуке, торчащем как-то вбок…»

Свою первую симфонию Дмитрий Шостакович сочинил в 18 лет, в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А ещё через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. По тем временам это был невероятный успех. Критики писали, что гений Шостаковича универсален. Наряду с очень сложной по содержанию музыкой он писал и совсем простую, доступную любому слушателю, например «Песню о встречном», романс Эммы из фильма «Овод». В 1964 году композитор создал музыку к фильму «Гамлет» Григория Козинцева – психологически контрастную и глубокую, она стала адекватным выражением этической сущности шекспировской трагедии. Шостаковичпостоянно пребывал в поиске нового строя как крупных, так и малых музыкальных форм – больше всего он боялся быть тривиальным, «заакадемиченным».

Именно эта творческая взыскательность позволила ему в блокадном Ленинграде создать симфонию, ставшую на родине поистине народной, а за рубежом – величайшим антифашистским манифестом.

Впервые Ленинградская симфония была исполнена в Куйбышеве, где семья Шостаковичей оказалась в эвакуации, а затем Москве. Тем временем ленинградцы в блокадном городе собирали силы для исполнения этого произведения: музыкантов подтягивали отовсюду, даже с фронта. Ведь в оркестре Дома радио к этому моменту оставалось всего девять человек: кто-то умер от истощения, кто-то был эвакуирован.

Специалисты Президентской библиотеки, внимательно вчитавшиеся в скупые строчки небольшой концертнойпрограммки, провели небольшое историческое расследование. В группе тромбонов был поименован Игорь Иванович Карпец, отозванный с передовой специально для участия в исполнении симфонии. Как выяснилось, перед войной Игорь Карпец с отличием окончил музыкальную школу по курсу тромбона. Судьба этого человека сложилась успешно: после войны он с отличием окончил юридический факультет Ленинградского госуниверситета и стал выдающимся советским и российским учёным-юристом, блестящим специалистом в области криминологии.

Исследование судеб блокадных музыкантов продолжается, в том числе изучается периодика того времени. Так, в оцифрованной библиотекой подшивке газеты «Ленинградская правда» за период Великой Отечественной войны в номере за 7 августа 1942 года можно прочесть заметку о подготовке исполнения Седьмой симфонии, которого так ждал блокадный город. В тот особенный день оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Ильич Элиасберг, которого цитирует газета: «В беседе с корреспондентом ТАСС тов. Элиасберг рассказал: „Вся подготовительная работа нами закончена. Сейчас коллектив оркестра занят художественной отделкой исполнения симфонии. Партитура Седьмой симфонии написана для удвоенного состава оркестра. В условиях блокированного города это поставило перед нами ряд трудностей. Мы привлекли к работе над симфонией музыкантов из армейских оркестров. <…> Шостакович писал симфонию под бомбёжками и артиллерийскими обстрелами. Может быть, именно поэтому он сумел так глубоко и волнующе выразить чувства миллионов героических борцов за свободу, культуру и счастье советского народа“».

На самом деле потрясающий факт – премьера в Ленинграде состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале консерватории, носящей ныне имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Одновременно с гениальным сочинением Шостаковича в небе над Ленинградом исполнялась и другая, «огненная симфония, чтобы не дать врагу сорвать концерт», как писали газеты.

Это большое 4-частное произведение, звучащее 70 минут, стало ещё одним впечатляющим документом истории нашей страны, свидетельствующим о явном духовном превосходстве советского народа над противником. Или, как определил содержание симфонии композитор Кара Караев, это «проникновение в смысл бытия, сущность которого в борьбе со всяческим злом и насилием; красота свободной человеческой личности, преодолевающей конечность её земного пути; активное созидание, оставляющее в мире след недаром прожитой жизни, отданной людям».

Год с небольшим назад, в 75-ю годовщину со дня первого исполнения в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, Президентская библиотека подписала соглашение о сотрудничестве с Санкт-Петербургской академической филармонией, которая носит его имя. В рамках соглашения 14 сентября 2017 года была проведена видеосъёмка исполнения Седьмой (Ленинградской) симфонии в Большом зале Филармонии. Запись концерта после обработки специалистами библиотеки была передана Филармонии в виде электронной копии и одновременно пополнила фонд Президентской библиотеки.

А в январе этого года состоялся торжественный акт передачи партитуры Седьмой симфонии для оцифровки от Петербургского Дома радио Президентской библиотеке. Это событие стало сюжетом видеоролика, представленного на портале библиотеки.

Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки

(812) 305-16-21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *