О нереализованных грандиозных проектах Карла Росси – в материалах Президентской библиотеки

«Какой размах, какая ширь архитектурных помыслов! Этот человек рвался строить целые площади и улицы. Римляне – вот кто были его учителями, и с ними он хотел сравняться в своей архитектуре. Грандиоз и роскошь римских сооружений времен Агриппы, Адриана, Каракаллы манили его воображение, и он мечтал из Петербурга сделать второй Рим», – писал о Карле Росси известный искусствовед Игорь Грабарь в третьем томе издания «История русского искусства», который рассказывает о петербургской архитектуре XVIII и XIX веков.

29 декабря 2018 года исполняется 243 года со дня рождения выдающегося мастера, создавшего такие неповторимые архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга, как ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и триумфальной аркой, ансамбль Михайловского дворца (Русский музей) с прилегающими к нему садом и площадью, ансамбль Александринской площади со зданиями Александринского театра, нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси). В фонде Президентской библиотеки в виде электронных копий хранятся как изображения архитектурных шедевров зодчего, сделанные в разное время, так и материалы о его жизни и деятельности.

Игорь Грабарь отмечает: «Лишь большие грандиозные задачи увлекали Росси, и чем грандиознее она, тем больше огня вкладывает он в свою композицию». Приводит он и пример – воистину масштабный проект архитектора, реализоваться которому было не суждено, но который мог кардинально изменить облик Санкт-Петербурга.

Дело в том, что во времена Росси Дворцовая набережная прерывалась у Дворцового моста, Адмиралтейской набережной тогда не существовало: Адмиралтейство ещё было верфью, соединённой несколькими каналами с Невой. Стояла задача установить непрерывное сообщение вдоль набережной Невы, не нарушая при этом работы верфи. Это потом было найдено простое решение: Адмиралтейство как верфь упразднили, а каналы засыпали. Карл Росси же в своё время писал: «Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые Римляне считали достойными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравняться с ними в великолепии? Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости. Этот памятник должен стать вечным».

К сожалению, чертежи России не сохранились, сегодня нам остаётся только в воображении рисовать это грандиозное сооружение: «Новая набережная должна иметь 300 сажен длины, причем её прорезывали десять огромных арок в 12 сажен ширины каждая. Вышина их достаточная для того, чтобы под ними свободно могли проходить по каналам суда в Адмиралтейство». Всё это Росси предлагал возвести из гранита. На новой набережной он также планировал поставить три огромных ростральных колонны: одну в честь Петра Великого, вторую посвятить победам русского флота, третью – «в воспоминание закладки всего сооружения»: «Ибо сооружение этой набережной должно произвести эпоху, должно доказать, что мы постигли систему древних. Предприятие это своим величием должно оставить далеко позади себя всё, что создали европейцы нашей эры».

Между тем грандиозные арки стали отличительной чертой других проектов мастера, воплощённых в жизнь. Это, конечно же, арка Главного штаба, а также арка, соединяющая исторические здания Сената и Синода, где сегодня располагаются Конституционный суд Российской Федерации и Президентская библиотека соответственно.

Как отмечает Игорь Грабарь, и здесь стремящийся к масштабам архитектор не изменил себе: «Это тоже почти целый квартал с колоссальной аркой, открывающей проезд в Галерную улицу. Опять Росси не может ограничиться постройкой одного или двух зданий для двух учреждений. Душа его рвётся создавать гораздо большее – ему нужно строить города. Он необыкновенно удачно использовал мысль о самостоятельности Сената и Синода, составляющих в то же время как бы одно целое, и проектирует два одинаковых корпуса – один для Сената, другой для Синода. Эти два корпуса он искусно соединяет одной очень парадной и очень роскошной аркой, перекинутой над Галерной улицей. Торжественная архитектура с четырьмя парами коринфских колонн, увенчанных бронзовыми ангелами, и роскошный аттик, увенчанный бронзовой же статуей Фемиды, составляют центр этой композиции».

Посетители Президентской библиотеки, чтобы ознакомиться с деятельностью одного из величайших архитекторов, могут не только обратиться к историческим документам из фонда, но и посмотреть на портале документальный фильм «Сенатская, 3», рассказывающий как об истории здания, так и о деятельности Президентской библиотеки – крупнейшего научно-образовательного и культурно-просветительского центра.

 Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

(812) 305-16-21 доб. 167, 159; факс (812) 305-16-40  media@prlib.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *