Президентская библиотека оцифрует газету «Музыкальные кадры» Санкт-Петербургской консерватории

Санкт-Петербургская консерватория передала в Президентскую библиотеку для оцифровки подшивки послевоенных выпусков многотиражной газеты консерватории «Музыкальные кадры» за период с 1951 по 1963 год (179 выпусков).

На сегодняшний день отдел сканирования Президентской библиотеки перевёл в электронный формат подшивки с 1939 по 1950 год, в электронном читальном зале библиотеки сейчас доступны 122 выпуска газеты. Часть из них со временем будет представлена на портале Президентской библиотеки, на официальном сайте консерватории с ними можно познакомиться уже сегодня.

Открытая 20 сентября 1862 года первая российская консерватория в разные годы подарила миру Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Евгения Мравинского, Георгия Свиридова, Юрия Темирканова и других музыкантов с мировым именем. Её скромная на первый взгляд малотиражка существенно отличалась от подобных изданий вузов города по качеству контента и стала в наши дни библиографической редкостью.

Газета «Музыкальные кадры» была органом дирекции, партбюро, профкома, месткома и комитета ВЛКСМ Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории. Выходила с 1939 по 1990 годы, нерегулярно (по мере накопления материалов). После чего в течение 10 лет издавалась под другими названиями. С 2000 года это современный печатный орган консерватории – газета «Консерватория». Имеется архив электронных копий газеты, и представители консерватории готовы предоставить их Президентской библиотеке.

Немало интересного можно обнаружить при знакомстве с подшивкой «Музыкальных кадров» за период с ноября 1961 года по январь 1963 года. Так, скажем, в передовой статье номера за 8 января 1963 года обсуждаются типовые для вузов проблемы укрепления учебной и производственной дисциплины, жёсткой экономии в расходовании государственных средств, повышения уровня воспитательной и идеологической работы, «поскольку задачи эстетического воспитания народа с каждым годом становятся всё более ответственными».

Да, консерватория того времени, помимо обучения и воспитания, вела огромную работу по музыкальному просвещению жителей Ленинграда и Ленинградской области: народная консерватория, музыкальные университеты, лектории для взрослых и детей, лекции-концерты, выезды студенческих агитбригад – чего только не было в арсенале её сугубо общественной, добровольной работы, которая подробно освещалась на страницах газеты «Музыкальные кадры».

Кроме того, учреждение шефствовало над профильными средней школой и училищем при консерватории. Постоянная рубрика «В музыкальной школе-десятилетке» рассказывала о совместных концертах с юными музыкантами, писала про рост исполнительского мастерства симфонического оркестра школы, его струнной группы… Не меньшее внимание уделялось и учебному процессу в училище при консерватории.

В рубрике «Зарубежные связи» находим фотокопию с письмом Рокуэлла Кента, американского художника, писателя, общественного деятеля, председателя Комитета американо-советской дружбы. В дни празднования юбилея консерватории в 1962 году её ректор Павел Серебряков отправил в дар Рокуэллу Кенту прекрасное подарочное издание «100 лет Ленинградской консерватории» – и в ответ из-за океана пришло тёплое ответное письмо…

Весь номер за 5 марта 1963 года посвящён 10-летию со дня смерти Сергея Прокофьева, с именем которого связана музыкальная жизнь почти всей первой половины века, ведь его творчество охватило все жанры музыкального искусства. На первой полосе газеты – портрет молодого Прокофьева и посвящённые ему передовица Бориса Асафьева и статья Дмитрия Шостаковича. Тут же в рамочке цитата из воспоминаний Сергея Сергеевича: «В пятой симфонии я хотел воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту. Не могу сказать, что я эту тему выбирал, – она родилась во мне и требовала выхода. Я написал такую музыку, которая зрела и, наконец, наполнила мою душу».

Рядом приводится предельно эмоциональное высказывание Святослава Рихтера, слушающего Шестую сонату Прокофьева в исполнении автора: «Прокофьев ещё не кончил, а я решил: это я буду играть! Необыкновенная ясность стиля и конструктивное совершенство музыки поразили меня. С варварской смелостью композитор порывает с идеалами романтики и включает в свою музыку сокрушающий пульс XX века».

Особенно популярной у студентов и преподавательского состава была рубрика «Мысли, заветы». Вот как нельзя более актуальное мнение Римского-Корсакова: «…Задачи консерватории суть: создать в стенах консерватории практическую музыкальную жизнь как можно более близкую к жизни действительной».

Президентская библиотека и консерватория активно развивают творческое взаимодействие. Ещё в октябре 2018 года организации заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого проводятся также совместные культурно-просветительские мероприятия. Так, например, в феврале 2020 в Президентской библиотеке впервые состоялся открытый экзамен выпускников вокально-режиссёрского факультета консерватории, прошедший в формате большого гала-концерта.

.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *