Сергей ТИХОНОВ — Аксиоматика учительства

Сергей ТИХОНОВ

Воронеж

 

Аксиоматика учительства

(размышление у непарадного подъезда российской школы)

 

Не всяк рифмующий рождён поэтом,

Не всяк поющий с певчею душой.

         Алевтина Сержантова (г. Надым)

 

 

Поразмышляем над словами…

 

Учить, обучать, поучать…

Учить, учиться, обучиться, научиться…

Учитель, учащий, обучающий, поучающий, научающий…

Учиться, ученик, «учимый», учащийся…

Преподающий, образовывающий, наставляющий…

Помогающий образоваться…

 

Скользит время по осям человеческих судеб. С момента своего рождения человечество учится. И тысячелетия есть люди, профессионально призванные учить других тому, без чего существо человеческое Человеком, Личностью не станет, без чего не сможет взаимодействовать с этим миром и осознавать себя в нём.

Школа (в самом широком смысле слова) во все времена ждёт Учителя.

И каждый раз, когда многострадально счастливая российская школа в очередной раз пытается с не всегда искренней и действенной помощью общества преобразовывать саму себя, задаёмся вопросом:

каким вне зависимости от исторических эпох, идеологических поворотов (иногда и вывертов), географических, расовых, национальных и иных отличий должно быть учителю?

Иными словами: без чего несущий (в силу разных причин и обстоятельств) знания, умения, навыки, помогающий освоить необходимые способы действия другим людям человек не может быть учителем в истинном значении этого слова?

Попытаюсь (хотя бы для самого себя) ответить на этот вопрос.

Немыслим Учитель

– без Уважения к тому, кому помогает узнавать и осваивать мир и самого себя;

– без нравственных основ и истинно ценностных императивов;

– без Добра в душе;

– без искреннего Интереса к Человеку и Человеческому, к Миру природы;

– без готовности к вневременному и невременному ТРУДУ;

– без глубокого Знания и предмета, с которым он приходит в класс (в любую аудиторию), и основ многих научных дисциплин, а также особенностей различных возрастов;

– без способности и желания Понимать и Понять, Принимать и Принять, Помогать и Помочь подопечному (сиречь без толерантности и эмпатийности, выражаясь по-научному);

– без умения и желания общаться с растущими и растящими себя (и не только, а иногда и не столько физически) людьми;

– без явственно ощутимой тяги к Творчеству и поощрения ростков творения в других;

– без постоянного Самобразовывания, преобразования себя не только эго ради;

– без убеждённости в необходимости способствовать движению другого к доброму действию и самовоспитанию на основе открытых, освоенных в совместном размышляющем труде с учителем и товарищами, а также в самостоятельной работе и в результате присвоенных знаний, умений, навыков и способов деятельности.

 

Учителю не обязательно учить, но обязательно помогать учиться.

Учителю не обязательно воспитывать, но обязательно способствовать росту в человеке лучших свойств.

Учителю не обязательно обучать, но обязательно находить и открывать вместе с учащимся способы, с помощью которых человек сможет обучаться сам и всегда.

Ученик ещё не есть учащийся. Учителю должно помочь стать другому учащимся, не забывая при этом, что сам вечный учащийся.

Преподающий ещё не есть Учитель. Получившему диплом, дающий право преподавать, ещё нужно это право завоевать в классе, захотеть и стать тем, кого хотят слушать, тем, у кого хотят учиться, и годами растить в себя Учителя.

Учитель не есть наставляющий, а всеми силами стремящийся помочь другому образоваться.

Учитель ценит другого Учителя и радуется за него.

Учитель счастлив успехами учащихся.

Учитель – идущий вместе, идущий рядом, идущий в ногу, способный держать шаг и поддержать мысль, узнающий другого, способный радовать и радоваться рождению доброго в другом и помочь преодолеть недоброе и трудности пути.

 

Научиться бы нам всем учить, не уча,

чтобы сердце и душу в других различать,

помогать «невзначай» становиться Людьми,

чтобы миру сказать: «Человека прими».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *