К 200-летию Александра II: о Великих реформах Царя-Освободителя рассказывают раритеты Президентской библиотеки

29 апреля 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения Александра II, русского императора, удостоенного высокого эпитета Освободитель. О монархе, направившем государство по новому вектору развития и кардинально изменившем жизнь своих подданных, рассказывают материалы раздела масштабной коллекции Президентской библиотеки «Династия Романовых. Земский собор 1613 года». Они включают биографические очерки, исследовательские работы, воспоминания и выступления современников, посвящённых государю, а также многочисленные фотографии царя и членов его семьи.

Вступление Александра II на престол 19 февраля 1855 года произошло в довольно сложный исторический момент: в наследство от отца он получил государство, измотанное Крымской войной, «обнаружившей внутренние язвы России и полную несостоятельность прежнего быта». В данных исторических условиях коренные преобразования были просто необходимы.

В раритетном издании 1904 года «Иллюстрированная история царствования императора Александра II» отмечается: «Любопытно, что задолго до наступления „эпохи великих реформ“, когда даже ещё не было известно, будет ли Николай Павлович Императором, русское общество связало свои чаяния и упования с именем родившегося 17 апреля 1818 года великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II».

А. Ф. Вертеловский в своей работе «Реформы императора Александра II» 1880 года пишет: «Преобразовательная деятельность Царствующего Императора, оказавшая такое влияние на общественный и политический быт, открылась непосредственно по вступлении Его Величества на Престол. То было тяжёлое для России время. Разыгрывалась страшная Севастопольская катастрофа, сопровождавшаяся крайним материальным истощением страны. Раскрылись недостатки в нашем Отечестве, которые препятствовали успешному ведению Крымской войны и подрывали его внутреннее благосостояние. Двадцатимиллионное население России, служащее основой государства, было загнано и забито вследствие многовековой рабской зависимости от помещиков. Производительные силы слабы, финансы скудны… Общество с напряжением ожидало наступления лучшего порядка».

Реформы Александра II стали важнейшей вехой в истории XIX века, значимым примером продуманной модернизации всех сфер жизни Российского государства.

Великий князь воспитывался изначально как будущий правитель России. «Слышал от высокогуманных своих воспитателей только один голос правды, видел одну только бескорыстную любовь… и, конечно, душа Его не могла не полюбить добра и в то же время не могла не приобрести уважения к человечеству, столь необходимого во всякой жизни, а тем более жизни близ трона и на троне», – отмечает профессор А. И. Александров в историческом очерке «Царь-освободитель, преобразователь и просветитель России, император Александр II» 1897 года. Монарх был убеждён, что освобождение крестьян должно свершиться в его царствование: «Первой заботою Царя было устройство быта жителей сёл и деревень, вся жизнь которых проходит в тяжёлом, упорном труде. Они платят подати, служат в войсках и исполняют самые разнообразные повинности. Понятно, если положение такого подданного улучшится, если он будет богаче и обеспеченнее, то и государство будет богато и обеспеченно. А вот между этими-то подданными было несколько миллионов крепостных людей».

Сам процесс отмены крепостного права совершался медленно и довольно сложно. Был учреждён особый комитет по принятию мер к постепенному освобождению крестьян под личным председательством императора. «Четыре года работали сведущие люди над составлением „Положения об отмене крепостничества“, и 19 февраля 1961 г. по всей России был объявлен Всемилостливейший Манифест о даровании „воли“ крепостным людям», – читаем в упомянутой выше работе А. И. Александрова. В электронной коллекции «Крестьянская реформа 1861 года»,представленной на портале Президентской библиотеки, отображены все этапы слома крепостничества и создания новой социально-экономической модели государства.

Отмена крепостного права повлекла за собой ряд других реформ: судебную, административную (земскую и городскую), военную и образовательную.

Судебная реформа также являлась прогрессивной для того времени. Судебный процесс стал состязательным, гласным, независимым, появились присяжные заседатели, адвокатура. Судебная власть отделилась от административной и обвинительной. «Прежний порядок суда совершено был изменён новыми „судебными уставами“, обнародованными по Высочайшему повелению 20 ноября 1864. Судья старого времени разбирал дело, судил за преступления так, как он сам думал об этом деле, как он сам смотрел на преступление… В новых судах всё происходит открыто, при публике и называется гласным. Каждый может видеть, как дело разбирается, разбирается по правде, по справедливости, по закону, как следует, и для всех одинаково, не оправдывая виновного и не осуждая невинного», – отмечает автор издания «Царь-освободитель, преобразователь и просветитель России, император Александр II».

Важнейшее место среди административных реформ занимает Положение о земских учреждениях. В 1864 году было дано высочайшее повеление о преобразовании уездного и губернского управлений, назначены выборные органы местного управления. Профессор А. И. Александров продолжает: «Император доверил самим жителям управлять и распоряжаться хозяйственными делами своей волости, уезда и губернии. <…> Жителям самим лучше видно, что нужнее для их волости, губернии и уезда: дорогу ли устроить, помочь ли школе, или доктора и фельдшера пригласить, больницу завести…». Позднее, в 1870 году, была также проведена городская реформа по типу земской.

В числе императорских преобразований одно из главенствующих мест принадлежит военной реформе, которая была проведена в 1874 году. По итогам Крымской войны назрел вопрос о полной реорганизации армии. Военная реформа позволила сократить численность войск в мирное время, в то же время поднять их боеспособность. Также была отменена 25-летняя рекрутская повинность. А. Вертеловский в историческом очерке «Реформы императора Александра II» отмечает: «Он в самые первые годы своего царствования обратил внимание на тягость такого исполнения воинской повинности… Издаётся ряд указов, которыми облегчается положение солдата и его семьи». Вместо этого введена всеобщая воинская служба для всех мужчин, достигших 20 лет, шестилетняя в армии и семилетняя – на флоте: «Каждый по новому закону должен служить в войсках сам лично за себя, но не за семью или общество». Осуществлено перевооружение войск, с целью улучшения управления армией была введена система военных округов, также проведена реорганизация военно-учебных заведений.

При таких глобальных государственных преобразованиях реформатор Александр II не мог не обратить внимание на проблему народного образования: в то время образование получали в основном представители высшего сословия. Новые реформы, особенно такие как отмена крепостного права и земского самоуправления, выдвинули на первый план потребность в начальном образовании, преимущественно в народных массах. В 1863 году был издан новый Устав российских университетов, в 1864 году – значительно видоизменённый Устав о гимназиях, повсеместно открывались начальные школы. Появились женские учебные заведения с «допущением девиц всех сословий».

Преобразования в период царствования Александра II стали эпохальными. Кардинально изменилась государственная и общественная жизнь страны, произошло «нравственное обновление» России. Как особо отмечает А. Вертеловский: «Реформы эти совершались необыкновенно постепенно и последовательно, на началах законности и справедливости. Государь, предпринимая эти реформы, приглашал все сословия к принятию активного участия в них, а потому неудивительно, если эти реформы встретили сочувствие».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *