Сергей ТИХОНОВ — О риторике в школе

Сергей ТИХОНОВ

Воронеж

.

Даже уже и не падчерица,

или То ли в изгнании, то ль в послании…

(несвоевременные мысли реалистичного идеалиста

о риторике в школе, или «по волнам моей памяти»)

.

… И если здесь я средь других –

     Я не в изгнанье, я в посланье,

     И вовсе не было изгнанья,

     Падений не было моих!

                 Берберова Н. Лирическая поэма

 

Друзья, в начале было Слово!

Теперь же «цифра» в словесах…

Всё поглотить везде готова?…

И та в кавычках!

                       Мысль – в прах?

 

На путь невидения, неведения, неслышия

Не хочется вступать в век «цифровой»…

 

Зачин

Досточтимый читатель, знаете ли Вы, какой учебный предмет (наряду с двумя иными) изучается даже в начальных школах всего цивилизованного мира (во всяком случае на нашей планете Земля) более двух с половиной тысячелетий?

Не буду мучить догадками: это… РИТОРИКА. Наука, учебный предмет и, что очень важно, реальная практика (упражнения) в обучении изобретению мысли и речи, публичным выступлениям разных видов и жанров. Причём речи не только продуманной, несущей освещённую душой и знанием необходимую другим мысль, обрамлённую Словом и воплощённую в нём, но и действенной во благо, влиятельной и по-настоящему эффективной, а не поверхностно яркой – лишь внешне эффектной; речи, основанной на трёх китах – логосе (мысли), этосе (нравственных основаниях оратора) и пафосе (подлинном чувстве). Иными словами: речи не пустозвонной, не краснобайственной, не ради красного словца.

Обратимся к истории.

«Три́виум, или три́вий (лат. trivium — перекрёсток трёх дорог) (трёхпутие) – общее название системы гуманитарных наук в Средние века. Тривиум включал 3 дисциплины (отсюда название) о языке и его использовании: грамматику, логику и риторику» (Википедия).

Тривиум, как известно – первая (начальная) ступень образования эллинистической эпохи средневековья – Греции, Рима и Западной Европы.  После завершения начального обучения можно было продолжить образование в тогдашней школе средней и изучать квадривиум (или квадриум). На средней ступени образования к уже пройденным предметам добавляли арифметику, геометрию, астрономию и музыку. При этом школяры не переставали совершенствоваться и в познаниях, и во владении тривиумом. Таким образом, греко-римское образование строилось на изучении названных семи «свободных искусств».

Итак, изучение системы именно гуманитарных наук изначально лежало в основе всяческого регулярного образования. И уже затем на этом – уже заложенном – фундаменте гуманитарности (и – как важнейшее следствие – ростках гуманности) возводилось всё здание образования и истинной образованности.

Почему было незыблемо так?

Один из наиболее ёмких ответов на этот вопрос более двух столетий назад дал Г. Гегель: «Общий смысл образования состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом и в этой деятельности раскрывается человеческая разумность в целом». При этом по Гегелю образование есть выстраивание Человека.

Практически об этом же более полувека пишет и наш замечательный современник и Учитель Ш.А. Амонашвили (в том числе и в своей новой книге, опубликованной в «УГ» в 2020-м и 2021-м гг.).

Каково же значение риторики в системе образования Человека?

А.Ф. Лосев утверждал, что теория красноречия была рождена практическими потребностями греческого общества и обучение риторике стало высшей степенью античного образования, воспитательного идеала, названного Пайдейа. (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Искусство, 1969. – С.13).

По мнению Р. Барта, сама по себе риторика – «это впечатляющая попытка целой культуры проанализировать и упорядочить формы речи, сделать мир языка понятным для ума» (см. об этом: Марченко О.И.  Риторика как феномен культуры. – Диссертация … доктора философских наук. – СПб. 2001.  – С.218).

Размышляя о месте и роли риторики в комплексе гуманитарного образования личности в начале ХХI века, О.И. Марченко ещё в 2001-м отметила следующее:

  1. «Риторическое искусство – это искусство практического словесного взаимодействияВосстановление риторики в системе гуманитарного знания в наши дни можно связать с общим стремлением к гармоничной жизни, человечности, благожелательности и взаимопониманию; утверждением достоинства и ценности человеческой личности».
  2. «Риторика предстаёт метаязыком гуманитарных наук».
  3. «Риторическая культура рассматривается как инобытие гуманитарной культуры, не просто её составная часть, а гуманитарная культура в целом, переведённая в форму речевой деятельности».
  4. «Риторика … самостоятельная, многогранная в конкретных своих формах область знаний и мастерства, … одна из необходимых образующих культуры как целостности».
  5. «… опыт и традиции, теоретические основы и принципы риторики никогда не оставались в пределах того или иного культурного контекста, а развивались, отрицали и обогащали риторику разных времён, делая её примечательным культурным показателем культурной зрелости общества».
  6. «… значимость классических традиций гуманистической риторики, универсальные категории которой задают ценностные ориентации для сознательного (культурного) созидания искусной речи как средства благоустройства общества, совершенствования и духовного обогащения человека».
  7. «Риторика объединяет в себе философское, логическое, лингвистическое, психологическое, социологическое знание, создавая обширное и богатое по своему потенциалу «культурное единство».
  8. «Человеческая индивидуальность и свобода, как нигде, проявляют себя ярко в речевой индивидуальности и речевой свободе. Гуманистическое сознание органически сплетается с риторикой».
  9. «…риторика по старшинству диктовала различным видам искусств «надлежащее». Но термин «надлежащее» имеет вообще эстетическое значение: прекрасное и надлежащее – одно и то же» (Марченко О.И. Там же. – С. 3,5, 8-9, 30, 86, 103) (выделение наше).

И со всем этим трудно не согласиться!

В чём смыл гуманитарного образования в новейшее время  (в том числе и сегодня)?

В статье 26 Всеобщей Декларации прав человека, утвержденной ООН в 1948 г., провозглашается ключевая мысль гуманитарного образования: оно «… должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам».

А что же риторика в России?

В России риторика как учебный предмет фактически со времён ещё древней Руси (с момента принятия христианства) в том или ином виде служила становлению мысли, взращиванию Человека по-настоящему разумного и, значит, духовного.

И Россия-матушка от стран, именуемых цивилизованными, вполне себе не отставала: до 1917 г. (т.е. «до исторического материализма» в его практическом воплощении, как выразился бы тов. О.Бендер) во всех светских учебных заведениях, не говоря уже о тех, где готовили духовенство) – школах, реальных училищах и даже (страшно… приятно … вспомнить!), во всех высших учебных заведениях риторику преподавали.

«И что характерно» (как замечал любимый персонаж фильма «Любовь и голуби»): и власти (в частности, тогдашние управленцы образованием, как говорится, в центре и на местах), и обычные люди (в том числе родители школяров) чувствовали в этом настоятельную необходимость, несмотря на иногда грозные для предмета Риторика публичные порицания революционеров-демократов (например, В.Г. Белинского), раздавшиеся уже в первой половине века XIX-го. И тогда риторика выстояла! И во второй половине XIX-го, и в начале ХХ в. жили и творили, в самых разных областях преображая российскую жизнь к лучшему, умом и сердцем желая этого, великолепные риторы! И (опять-таки «что характерно») писались и активно в школе нашей (от начальной до высшей) использовались новые учебники и пособия по риторике.

При этом, к примеру, русский язык в качестве предмета, обязательного для обучения, если мне память не изменяет, стал преподаваться в школах России с 1849 г., не говоря уже об иных дисциплинах лингвистического и литературоведческого циклов, многие из которых в системе и средней, и высшей школы начали изучаться только в ХХ в., и о том комплексе наук и предметов, которые ныне именуют коммуникативистикой.

Однако, как писал в 1927-м Владимир Маяковский,

«Время –

Вещь

необычайно длинная, –

были времена –

прошли былинные.

Ни былин,

ни эпосов,

ни эпопей» …

Риторика почти сразу после событий 1917-го была решительно сброшена «с корабля современности»! Очевидно, тоже как «продажная девка империализма». Вслед за нею благополучно топили на десятилетия в порой цунамических волнах передового новостроя и другие науки и учебные предметы…

Время текло, как река и стекло…

И с памятной поры тех бурь и потрясений

прошло ведь боле века, господа…

Уже более тридцати лет (с 1997 г.) российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики пытается вернуть её в лоно школы. И был короткий период, когда в какой-то мере это удалось. В 90-х гг. ХХ в. и в 1-м десятилетии века нынешнего риторика была не только в программах обучения в начальной школе, но и допущена даже в основную и среднюю; было написано и издано много интересных учебников и учебных пособий по риторике для школы.

И ваш покорный слуга (по приглашению И.Г. Димовой) в меру сил старался писать об этом в «Учительской газете» (Аристотелева триада //УГ. — № 1 – 09.01.2003; В семёрке избранных. Риторика диалога //УГ – № 5 – 04.02.2003), пытался показать необходимость риторики и учителю, и ученику, и школе сегодня (Риторика для учителя: роскошь или суровая необходимость // УГ– №35 –28.08.2018 и № 36 – 04.09.2018).

Но для риторики в современной российской школе «недолго музыка играла» …

И что же ныне, господа хорошие?

Сегодня риторики фактически вообще нет ни в программах начальной школы, ни тем паче – средней и старшей. И – соответственно – предмет сей и не преподаётся вовсе…

О школе высшей умолчу:

Дела и там не лучше, други!

А время мчит, «подтягивая подпруги»,

Порой в бездумии: «Куда же я лечу?!»

О том, что «нонеча» властноосознанно, последовательно и порой агрессивно творят с мыслью и Словом и над Словом, по нашему мнению, блестяще пишет Л.Айзерман, чьи циклы статей постоянно публикует «УГ».

Известно, что ещё с XII-XIII вв. (с периода зарождения британского парламентаризма) в Англии всех говорящих публично людей подразделяли на три категории: 1) те, кого нельзя слушать, 2) те, кого можно слушать и 3) те, кого нельзя не слушать.

Может, кому-то не нужно, чтобы все выпускники российской школы становились людьми, которых можно слушать, хотелось бы слушать? Людьми, которые могли бы сами изобретать смыслонаполненные речи, думать над речами других? Людей, говорящих свободно (во всех значениях этого слова)?

Нелирическое отступление

«Меня терзают смутные сомнения»: насколько тонущее в наукообразных словесах триединство трёхбуквий (ЕГЭ, ОГЭ и ВПР) и, главным образом, процесс подготовки к оным могут способствовать действительному становлению истинно хорошей – авторской – речи, действенной риторической деятельности каждого в практической жизни? Хочу быть верно понятым: я ни в коем случае принципиально не против названных видов проверки знаний школьников. Однако обязательная и единственно возможная ЕГЭизация, ОГЭизация и ВПРизация как генеральная линия тревожит…

Простите великодушно, но искренне не понимаю, почему стратегия современного российского образования должна определяться процессами грефовидной цифровизации по «стандартам» ВШЭизации и сколковизации? Мне как-то (возможно, по недомыслию моему, отравленному филологическим педагогическим образованием и более чем сорокалетней практикой преподавания) всегда казалось (вслед за И.А. Крыловым), что надобно, дабы пироги пёк пирожник, а сапоги тачал сапожник… Банк, наверное, всё же «должон» (как говорят в южнорусских пределах) заниматься финансами и финансированием (конечно, по возможности, по желанию спонсировать и образование). Но почему банк начал банковать в системе образования? Почему Высшая Школа, всё же призванная заниматься прежде всего проблемами Экономики (судя по названию своему), помимо того, что изучает экономические вопросы образования и совершенствует оную его составляющую, стала определять всё и вся везде во всём и вовсю – в том числе и стратегию и обучения, и воспитания?

При этом я не ретроград и вовсе не против гармоничного встраивания «цифры» в стратегию и тактику образовательной деятельности, «цифры» разумной, способной поистине расширить возможности взращивания духовного (или, вспоминая словообраз А.Блока) помогающей растущую личность учащегося ВОЧЕЛОВЕЧИТЬ, как и всё сущее. «Цифра» ради смыслов и души, а не для глобальной автоматизации существа человеческого с частичной обессмыслизацией его. Выстроенные на «цифре» и «цифрой» системы потребления и развлечения поглощают системы размышления? … «Грустно на этом свете, господа»!

И вновь взываю к педагогам как Дон Кихотам наших дней

Хотелось бы завершить обращением, первый вариант которого был написан 16 лет назад в качестве некоего предисловия к книге о риторике:

Уважаемые читатели!

Дорогие собеседники!

Соратники по «горячему» цеху Слова! Горячему потому, что именно мы, педагоги, пытаемся выстоять бессменную вахту летящего ХХI века у горнила становления, совершенствования, творческого развития речемыслительной деятельности ребёнка, подростка, взрослеющей личности и неразговорившегося и/или неразговорённого взрослого человека. Деятельности, результаты которой и сам процесс воплощается в Слове и через Слово, отлитое в формы жанровой речи. Слово, которому должно быть вдохновлённым сердцем, отчеканенным умом и живым голосом!

Взяв за руку учащегося (в каком бы возрасте он ни был!), Вы стоите у кромки океана плещущейся мысли, которой всё же, видимо, в большей части случаев нет необходимости становиться разрушающим цунами. Мысли, которой с помощью речи важно стать облагораживающей, вдохновляющей других волной, несущей знание, чувство и желание преобразовывать себя и мир вокруг на пользу всем в открытом заинтересованном диалоге.

Что же может помочь нам на пути к такому Слову?

Зададимся вопросом: «Риторика?»

Поразмышляем вместе: «Риторика…»

И, возможно, кто-то из нас придёт к утверждению-восклицанию: «Риторика!»

Послесловие

И горько, и горе нам, если риторика в качестве школьного учебного предмета так и останется лежать пропыленной последним российским столетием на задворках отечественного образования, тогда как преподаётся она во всех иных развитых странах и не только как дань традиции, но и наука современная и необходимейшая и не для избранных, а для всех! Постараемся, чтобы не осталась риторика нелюбимой падчерицей, выброшенной из дома образования, который сама сия сегодня уже и не падчерица даже во многом и создавала!

С уважением,

Сергей Тихонов, канд. филол. н., доцент, Почётный работник общего образования РФ, Заслуженный работник образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *