27 апреля — Великая Суббота – воспоминание погребения Иисуса Христа

Великая Суббота – воспоминание телесного погребения Иисуса Христа и сошествия Его во ад

В день казни Спасителя Иосиф из Аримафеи, член синедриона, получил у Пилата разрешение похоронить тело Иисуса: по обычаю, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению. Сняв с креста и обвив, по обычаю иудеев, пеленами с благовониями, Иосиф и Никодим положили тело Христа в новой погребальной пещере в саду Иосифа и привалили ко входу в нее большой камень.
Первосвященники и фарисеи знали пророчество Христа о Его воскресении, но не верили этому предсказанию и, опасаясь, что апостолы похитят тело Учителя и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу, а сам гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42), сами того не ведая, обеспечив тем самым доказательство истинности Христова Воскресения.
Распятый в пятницу и воскресший в воскресение, Христос в субботу нисходит во ад (Еф.4,8-9; Деян.2,31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников.
Пасхальная икона «Сошествие во ад» — Христос на ней как будто абсолютно статичен. Он держит за руки Адама и Еву и только готовится извести их из места скорби. Подъем еще не начался, одежды Христа еще развеваются, как после стремительного спуска — Он уже остановился, а одежды еще опадают вслед за Ним. Это точка предельного нисхождения, от нее путь пойдет ввысь, от преисподней — в Небо. Христос ворвался во ад, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами.
«Сошествие во ад» — рассказ о том, зачем Бог пришел на землю и принял смерть. На иконе — момент перелома, мгновение встречи двух разнонаправленных, но единых по цели действий: предельная точка Божественного нисхождения оказывается начальной опорой человеческого восхождения. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» — вот формула православного понимания человека.
«Пасха» и означает «переход», стремительное избавление.
Службы Великой субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского богослужения, особенности которого описаны в памятниках IV века («Паломничство Эгерии»). В древности в этот день совершалось крещение оглашенных (людей, наставленных в основах веры и прошедших подготовку и собеседование), поэтомув богослужении много ветхозаветных чтений.
В Великую субботу вначале служится утреня, в конце которой Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма, подносят к открытым царским вратам и возвращают на «гробницу» посреди церкви.
После этого начинается предваряющая литургию вечерня, во время которой читаются 15 паремий – ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти и воскресении Спасителя и о грядущей славе Новозаветной Церкви. Именно во время этого богослужения в Константинопольской и Иерусалимской церквах совершалось крещение оглашенных. Новокрещенным же было адресовано и апостольское чтение (Рим. 6: 3-11), сохранившееся в современной литургии Великой субботы и напоминающее, что «крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились», умерли для греха и живы в Боге.
Чтением Апостола завершается погребальный день субботы, и начинается предпразднество Светлого Христова Воскресения.
В древности после окончания субботней литургии молящиеся в ожидании пасхальной утрени не расходились, и совершалось благословение хлебов, которые раздавались им для подкрепления, в временной промежуток между вечерней Великой субботы и пасхальной утреней заполнялся чтением чтением Деяний святых апостолов. Сейчас благословение хлебов и вина происходит сразу по окончании литургии, а чтение Деяний — вечером.
В течение всей Великой субботы в храмах обычно освящают пасхальную пищу — яйца, куличи и творожные пасхи.
Незадолго до полуночи служится полунощница, на которой Плащаницу уносят в алтарь и полагают на престол. Пасхальную утреню — торжественное богослужение, посвященное воскресению Христа — обычно начинают в полночь.
.
Источник: https://ria.ru/20190426/1552848133.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *