430 лет русскому патриаршему престолу: жизнеописание первых предстоятелей церкви в материалах Президентской библиотеки

5 февраля 2019 года исполняется 430 лет со дня учреждения патриаршества в России. В этот день в 1589 году первым патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Иов, а сама Русская православная церковь обрела самостоятельность, выйдя из подчинения константинопольскому престолу. На портале Президентской библиотеки представлено множество цифровых копий раритетных изданий, посвящённых истории патриаршества в нашей стране.

К своей полной независимости русская церковь шла целых шесть столетий – с момента Крещения Руси в X веке. Об этом можно прочесть в десятом томе «Истории русской церкви» (1881), написанной митрополитом Московским и Коломенским Макарием и доступной на портале Президентской библиотеки: «Первый период, продолжавшийся два с половиною века (988–1240), был периодом ея всецелой зависимости от константинопольскаго патриарха, но вместе и периодом ея полнаго единства… Второй период, продолжавшийся три с половиною века (1240–1588), был для русской церкви периодом ея постепеннаго перехода к самостоятельности… С 1589 года начался для русской церкви новый период, продолжающийся доселе, период ея самостоятельности, который можно назвать также и периодом постепеннаго возсоединения ея разрозненных частей».

Первые шаги в сторону самостоятельности были сделаны в XV веке. Владыки Константинопольского престола в согласии с Антиохийским, Иерусалимским и Александрийским патриархатами даруют нашей митрополии особые права: для назначения русским первосвятителям теперь не нужно было ехать в Царьград – они избирались на родине. Во многом этот промежуточный успех был обусловлен резко изменившимся геополитическим климатом в мире: Византийскую империю захватывают турки-османы. Подробно об этом рассказывается в исследовании магистра Санкт-Петербургской духовной академии Ф. В. Четыркина «Жизнеописания святейших патриархов московских и всея России: 1589–1700» (1892): «Когда в половине XV века Греческая или византийская империя пала под оружием Магомета II; когда исчезла христианская династия греческих императоров; когда магометанство сделалось господствующею религиею Византийской империи и на св. Софии крест Христов заменён был мусульманским полумесяцем, а христианская вера стала иногда только терпимою, а иногда гонимою, и сами патриархи греческие должны были искать покровительства у русских великий князей и царей».

Кроме того, значение России как могущественной христианской державы неуклонно росло. Вот что пишет митрополит Макарий в вышеупомянутой «Истории русской церкви»: «Православная Россия, под управлением своих православных могущественных государей, сделалась главною представительницею и единственною охранительницею и защитницею православия во всем мире: так понимали её сами русские; так же смотрели на неё и все православные востока и юга, стонавшие под игом иноверцев и искавшие в ней для себя покрова, помощи и утешений».

Время шло, и всеобщее понимание необходимости создания русского патриархата крепло год от года. Наличие в той или иной стране предстоятеля церкви подобного сана означало укрепление не только благосостояния государства, но и укрепление основ религии в целом. Специалист по церковному праву Н. А. Заозерский в своей книге «Основные начала желательного для русской церкви учреждения патриаршества» (1906), ознакомиться с которой можно на портале Президентской библиотеки, цитирует знаменитого византийского канониста XIV века Матфия Властаря: «Так как гражданское общежитие составляется, подобно человеческому организму, из частей и членов, то важнейшия его части – император и патриарх; посему единомыслие и согласие во всём власти императорской и архиерейской есть мир и благополучие подданных и в духовном и в материальном отношениях».

Первым из русских правителей, кто начал активно бороться за право Русской православной церкви на автокефалию, стал сын Ивана Грозного, царь Фёдор Иванович. В середине 80-х годов XVI века он принимал в Москве патриарха Антиохийского Иоакима, и тот поддержал его идею. Более того, Иоаким согласился стать своего рода посредником в переговорах по этому вопросу с Царьградом и главами других поместных церквей. Следом в Россию приезжает уже сам Вселенский патриарх Иеремия II. В итоге он соглашается предоставить долгожданную независимость. Многие историки сообщают, что Фёдор Иванович настаивал на том, чтобы предстоятель Константинополя сам же и возглавил российский православный престол. Однако Иеремия отказался. Об этом можно прочитать в книге архимандрита Иосифа (в миру Иван Левицкий) «Краткие сведения о всероссийских патриархах»(1871): «Вселенский патриарх Иеремия, как известный своею ревностию к церкви, прежде всего был по мыслям царя и народа, вследствие чего его и просили занять Всероссийский престол; Иеремия благодарил царя за такое предложение, но высказал, что быть ему патриархом в России, без согласия Восточных патриархов, нельзя, и прибавил, что цель прибытия его в Россию – только учредить патриаршество».

Иеремия II признавался тогда, что плохо знает русский язык и местные обычаи. Именно поэтому, считал он, патриархом Московским и всея Руси должен быть именно русский человек.

2 февраля 1589 года в Успенском соборе Кремля, в Похвальском пределе, где традиционно прежде избирали митрополита, в присутствии предстоятеля Вселенской церкви выбрали троих кандидатов на патриарший престол: митрополита Московского Иова, архиепископа Новгородского Александра и архиепископа Ростовского Варлаама. Все они уже в царском дворце были представлены Фёдору Ивановичу. Окончательный выбор пал на Иова.

Торжественная церемония интронизации первого патриарха Московского и всея Руси состоялась спустя три дня. Её подробно описывает архимандрит Иосиф в книге «Краткие сведения о всероссийских патриархах»: «Литургию совершал Вселенский патриарх Иеремия, в присутствии самого царя, при многочисленном стечении народа. После литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия вручил новопоставленному патриарху посох, а царь возложил на него панагию и драгоценный клобук».

Перед отъездом из Москвы патриарх Иеремия II оставил Уложенную грамоту, которая подтверждала факт учреждения патриаршества в России. Далее последовала своего рода волна признания. На Константинопольских соборах 1590 и 1593 годов патриархи всех церквей восточного обряда утвердили патриаршие права Иова и всех его преемников на все времена. Кроме того, предстоятель русской церкви получал пятое место после глав Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского престолов.

В 1721 году патриаршество в России было упразднено. Император Пётр I создал Духовную коллегию, которую затем переименовали в Святейший Правительствующий Синод. В XIX веке он располагался в Санкт-Петербурге в здании на Сенатской площади, 3, где сейчас помещается Президентская библиотека.

Восстановлено патриаршество в нашей стране было 11 ноября 1917 года решением Всероссийского поместного собора.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

(812) 305-16-21 доб. 218, 159; факс (812) 305-16-40  media@prlib.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *