Блокадный трамвай встречали, как старого друга

15 апреля 1942 года ленинградцы вновь услышали звон трамвая – привычный дребезжащий звук, который им пришлось почти забыть за долгую первую блокадную зиму. И вот после вынужденного четырёхмесячного перерыва, в 6:30 утра, по улицам Северной столицы вновь покатился трамвай, дарящий надежду и позволяющий поверить в грядущую победу…

В этот день, 15 апреля, в «Ленинградской правде» вышла статья «Трамвай идёт по своему маршруту». «Вагон № 2035 ведёт Адриан Фёдорович Титков. Он ведёт его уверенно и вместе с тем бережно. Ведь это первый выезд по маршруту. Пробный. За этим поездом наутро пойдут десятки. Откроется регулярное пассажирское движение, – читаем в статье. – Вагон набирает скорость, он идёт по маршруту № 9, маршруту, который знает каждый ленинградец, из Лесного – к Нарвским воротам. И, увидев снова знакомый маршрут, ленинградцы радостно приветствуют его, как старого друга, возвратившегося из отлучки. Тем более что ленинградцы знают – трамвай идёт по путям, расчищенным их руками. Их труд позволил возобновить регулярное пассажирское движение».

Статья «Вчера на трамвайных путях», вышедшая в «Ленинградской правде» 16 апреля, рассказывала о том, как всё прошло накануне: «Трамвайщики неплохо подготовились к этому серьёзному испытанию. Весь день они старательно обслуживали ленинградцев. Когда возникали заминки в движении, аварийные восстановительные бригады быстро ликвидировали их. Каждый трамвайный парк, кроме выпущенных по расписанию, имел наготове несколько запасных поездов».

17 апреля, по данным той же «Ленинградской правды», начальник трамвайно-троллейбусного управления Михаил Сорока сообщал, что за два дня трамваи перевезли больше миллиона пассажиров! (От себя добавим, что эта цифра могла включать эвакуируемых с помощью трамвая жителей города. Также нужно учитывать, что один пассажир мог проехать за день несколько раз.) Самого Сороку называли «командиром блокадного трамвая». Позже он выпустил книгу «Фронтовой трамвай».

Объективности ради нужно заметить, что не обходилось и без нареканий к работе электротранспорта в блокаду. Так, осенью 1942 года«Ленинградская правда» писала об ухудшении работы трамвая. Ещё спустя несколько месяцев «бичом трамвайного движения» назывался возврат поездов с линии. А городской комитет партии предупреждал руководителей трампарков, что «если они не примут мер к решительному улучшению работы трамвая, будут привлечены к строгой ответственности».

Одновременно с этим газета отмечала, что «в сложной обстановке, подобной нынешней, могут, конечно, быть и непредвиденные случайности, мешающие соблюдению графика».

А в итоге спасительный трамвай оставался единственным общественным транспортом в городе на протяжении всего периода блокады! Только в мае 1944 года удалось восстановить ещё и троллейбусное сообщение. А движение автобусов запустили уже по окончании войны, в августе 1945-го.

О том, как транспорт встал…

Вернёмся снова в суровые блокадные годы. С самого начала войны трамваи играли очень важную роль в жизни города и фронта. На них перевозили солдат, эвакуировали раненых, их использовали для доставки снарядов и других грузов. С июля по декабрь 1941 года в воинские части отправились две тысячи трамвайных вагонов, с помощью которых была перевезена четверть миллиона военнослужащих.

Но транспорт постепенно вставал. Первыми из-за нехватки бензина перестали ходить автобусы. Топливо на оставшихся в городе ТЭЦ заканчивалось, и 8 декабря 1941 года трамваи и троллейбусы также остановились. Причём заранее oб отключении электричества не было известно. Поэтому в первую блокадную зиму можно было видеть брошенные посередине дороги трамваи, примёрзшие к рельсам…

Однако работники трамвайно-троллейбусного управления не переставали работать – они должны были поддерживать транспортное хозяйство в состоянии, позволяющем вновь вдохнуть в него жизнь при первой же возможности. В итоге уже 8 марта 1942 года в Ленинграде было пущено грузовое трамвайное движение, перевозившее мусор, лёд и снег, а 15 апреля – пассажирское.

Сначала трамваи ходили только по пяти маршрутам: № 3, 7, 9, 10, 12. Но к лету 1943 года – уже по 15. К июню 1942 года по дну Ладоги был проложен магистральный трубопровод, к ноябрю – закончена прокладка электрических кабелей («Кабель жизни»).

В честь 77-й годовщины «перезапуска» блокадного трамвая, 2 апреля 2019 года в Президентской библиотеке состоялся видеолекторий под названием «Блокадный трамвай: в борьбе за жизнь Ленинграда». На нём о довоенном состоянии трамвайного хозяйства города на Неве и переводе его на фронтовые рельсы рассказал начальник Службы технической политики – советник директора СПб ГУП «Горэлектротранс» Сергей Китаев.

В своём выступлении он подвёл и скорбный итог: за 1941–1944 годы из трамвайно-троллейбусного управления с формулировкой «по причине смерти» было уволено 3177 человек. Как «без вести пропавшие» – 71 человек. За годы блокады было зарегистрировано 1050 непосредственных попаданий снарядов и бомб в хозяйство трамвая, разрушивших полностью 69 км трамвайных путей. На контактной сети произошло 980 разрушений. Был повреждён 101 км кабельной сети, полностью уничтожено 153 трамвайных вагона, разбито 13 троллейбусов и 25 зданий. И такая цифра: накануне Великой Отечественной войны в Ленинграде курсировали порядка 800 трамваев по 42 маршрутам. В апреле 1942 года на линию вышли 116 трамваев (317 вагонов) по пяти удлинённым маршрутам…

Любой желающий может посетить портал Президентской библиотеки, где размещена большая электронная коллекция «Петербургский трамвай», включающая планы, чертежи, архивные материалы, газетные статьи по истории развития трамвайного движения в нашем городе, техническое устройство вагонов, парков и путей и многое другое. Отдельный раздел коллекции называется «Трамвай в годы Великой Отечественной войны».

Напомним также, что в ноябре прошлого года газета «Петербургский дневник» совместно с Президентской библиотекой и «Радио России – Санкт-Петербург» инициировала проект, посвящённый сохранению исторической памяти о блокаде Ленинграда. На призыв поделиться воспоминаниями о том времени откликнулись уже более 250 человек, предоставившие для оцифровки более 2500 документов.

Источник:  Пресс-служба  Президентской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *