Человек и государь: Василий III в материалах Президентской библиотеки

25 марта 2019 года исполняется 540 лет со дня рождения великого князя Василия III.

Так исторически сложилось, что этому правителю Руси уделяется довольно скромное место в трудах учёных и художественной литературе, а по количеству портретов он заметно проигрывает другим князьям и царям. И тем не менее свою страницу в многовековой летописи нашей страны – и притом весьма значимую – Василий написал. Его называли «последним собирателем Русской земли». А ещё нередко отмечали: в нём, как ни в каком другом государе, был всегда виден человек… Убедиться в этом можно с помощью обширного цифрового фонда Президентской библиотеки. Копии многих раритетных изданий, посвящённых периоду правления Василия III, доступны на портале организации.

Василий появился на свет в 1479 году в семье Ивана III Великого и византийской царевны Софии Палеолог. После смерти в 1490 году наследника престола Ивана Молодого вступил в борьбу за великокняжеский трон и, одержав победу, стал соправителем своего отца вплоть до его кончины.

Свою жизнь Василий Иванович посвятил продолжению дела родителя – объединению вокруг Москвы всё ещё частично раздробленной Руси и укреплению вертикали власти. Прежде всего, начав править самостоятельно, юный великий князь заверил фаворитов Ивана III в том, что и его сын к ним благоволит. Вот что пишет Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» (1842), электронная версия которой доступна на портале Президентской библиотеки: «Государствование Василия казалось только продолжением Иоаннова. Будучи подобно отцу ревнителем Самодержавия, твёрдым, непреклонным, хотя и менее строгим, он следовал тем же правилам в Политике внешней и внутренней; решил важныя дела в Совете Бояр, учеников и сподвижников Иоанновых; их мнением утверждая собственное, являл скромность в действиях Монархической власти, но умел повелевать; любил выгоды мира, не страшась войны и не упуская случая к приобретениям важным для государственнаго могущества; менее славился воинским счастием, более опасною для врагов хитростию; не унизил России, даже возвеличил оную, и после Иоанна ещё казался достойным самодержавия».

За годы своего правления Василий III окончательно ликвидировал систему удельных княжеств. В итоге в состав Руси вошли Псков, Волоцкий удел, Рязанское и Новгород-Северское княжества. Объединяя земли, великий князь, казалось, осознавал всю полноту ответственности за предпринятые шаги и лично вникал во все тонкости, которые касались государственных преобразований. Например, подчиняя воле Москвы Псков, он провёл своего рода перемешивание населения: псковитян целыми семьями переселял в другие земли, а в Псков, в свою очередь, направлял жителей из других областей страны. Об этом подробно рассказано в книге известного писателя, историка и журналиста Николая Полевого «История русского народа» (1833): «Он распорядился самовластно во всём; наложил новые сборы и подати, установил суды, роздал поместья высланных из Пскова граждан Московским Боярам, воздвигнул церковь во имя Св. Ксении (день покорения Пскова), ввёл во Псков Московское охранное войско и, разселив Псковитян в Низовых городах, вывел напротив оттуда и поселил во Пскове равное число жителей».

Решая непростые вопросы внутренней политики, Василию III приходилось вести искусную политическую игру с западными соседями – Польшей и Литвой, которые исстари посягали на русские земли. И в данном случае московского великого князя можно с уверенностью называть новатором: предотвратить войны и кровопролития он хотел очень необычным для тех времён способом – путём объединения стран в одно государство под его властью. При этом Василий Иванович обещал уважать право народов исповедовать родную для них католическую веру. Об этом читаем у Карамзина: «Равноверие не есть истинное препятствие; он даст клятву покровительствовать Римский Закон, будет отцем народа и сделает ему более добра, нежели Государь единоверный. Мысль смелая и по тогдашним обстоятельствам удивительная, внушённая не только властолюбием Монарха-юноши, но и проницанием необыкновенным. Литва и Россия не могли действительно примириться иначе, как составив одну Державу: Василий без наставления долговременных опытов, без примера, умом своим постиг сию важную для них обеих истину; и если бы его желание исполнилось, то Север Европы имел бы другую Историю. Василий хотел отвратить бедствия двух народов, которые в течение трёх следующих веков резались между собою, споря о древних и новых границах».

Но нацеленная на мир дипломатия русского государя разбилась о воинственное вероломство литовцев и поляков. Поэтому приходилось отстаивать родные земли с мечом в руке. Что Василию удавалось не хуже. В подобные моменты он от мягкой риторики переходил к молниеносным действиям, которые заставляли врагов Руси бояться и уважать противника. В вышеупомянутой «Истории русского народа» Н. А. Полевого говорится, что, исчерпав все доводы о необходимости мира в диалоге с польским королём, Василий перестал стесняться в выражениях: «Говорили, что в гневе он обещал воевать с Польшею до тех пор, пока лошадь его будет ходить, а сабля рубить. Отправив к Сигизмунду складную грамоту, он исчислял в ней всё, что давало причину к новой войне… Объявляя притом войну, Василий написал имя Сигизмунда без титула».

Надо сказать, Василий III на поле брани проявил себя также достойно. Польша и Литва так и не достигли успехов в своих завоевательных походах, несмотря на некоторую поддержку со стороны оппозиционно настроенных русских князей. А тем временем Москва смогла расширить свои территории – в 1514 году был взят Смоленск.

Но были ещё два серьёзных противника, которых русскому государю нужно было постоянно сдерживать, – Крымское и Казанское ханства. Татары время от времени совершали разорительные набеги на наши земли. Война с ними велась с переменным успехом. Впрочем, боевые неудачи только закаляли Василия Ивановича. Известия о провале одного из походов на Казань вовсе не расстроили его. Огорчило великого князя совсем другое обстоятельство: «Василий оказал совершенное хладнокровие, узнав все обстоятельства похода; он даже разгневался на одного немца, который, спасая пушки, не берёг себя. „Люди знающие мне дороже пушек“, – говорил он», – пишет Н. А. Полевой.

Говоря о личных качествах Василия III, стоит отметить его отношение к политическим соперникам: очень часто, наказывая их, он быстро прощал. По мнению исследователей, обусловлено это было любовью к женщине, которая смягчала сердце великого князя. Он был дважды женат. Первую супругу Соломонию Сабурову, брак с которой был бездетным, он хоть и не любил, но питал к ней тёплые дружеские чувства. Настоящее же всепоглощающее чувство Василий Иванович испытал к княжне Елене Глинской. Именно оно заставило государя решиться на развод – сложный и вызывающий осуждение в то время процесс. Вот что об этом сообщается в «Истории русского народа» Полевого: «Вдруг увидел он красавицу и для нея забыл всё, решился растерзать сердце добродетельной женщины, с которою жил 20-ть лет, даже – нарушить все уставы церковные… Елена, девица редкой красоты, гордая, честолюбивая, вольная в обращении, превышавшая других, и особливо Русских девиц, своим Литовским образованием… Одни говорили, что сей брак не по закону Божию православному; другие боялись, что чужеземные обычаи, и без того начавшие внедряться в Русь… теперь ещё больше усилятся и сделаются опасны православию… Василий, стараясь нравиться молодой супруге, выбрил бороду».

Так или иначе, но именно этот союз, с Еленой, стал счастливым: в 1530 году в семье московского князя родился наследник – Иван. Тот самый, которого затем назовут Грозным… Следом, через два года, княжна произвела на свет второго сына – Юрия.

Но воспитывать детей Василию III было не суждено. В 1533 году он умер. Причиной смерти, по некоторым данным, стал подкожный нарыв. Ряд учёных предполагают, что это был рак в последней стадии, но тогда на Руси об этой болезни не имели ни малейшего представления. Елена Глинская, известная своим крутым нравом и стальным неженским характером, узнав о смерти мужа, вероятно, впервые показала на публике свои глубокие чувства. Этот момент описан в вышеупомянутом труде Н. А. Полевого: «Елена… лишилась чувств. Обморок ея продолжался около двух часов. На другой день вырыли могилу в Архангельском соборе, подле гроба Иоанна III, и великолепно похоронили Василия. Народ плакал и рыдал, как будто предчувствуя страшную будущность свою».

Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *