Чему нас учат в школе?

 

Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого человека на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. По Дмитрию Ушакову «достоверная» информация – это информация подлинная, несомненная, не вызывающая сомнений.

Как известно физика – это область знания, которая изучает явления и свойства этой самой окружающей человека среды и предлагает обществу информацию о ней в виде законов и теорий, гипотез и предположений.

В школе физику, как обязательную дисциплину изучают по учебникам. Достаточно ли достоверна информация школьных учебников?

Зайдем в книжный магазин и возьмем с полки первый, попавшийся под руку учебник физики.

К примеру, учебник «Физика. 11 класс» автора В.А Касьянова, рекомендованный Министерством образования и науки Российской федерации для общеобразовательных учреждений и выпущенный ООО «Издательство Астрель» тиражом 20 000 экземпляров.

Открываем первую главу учебника про постоянный электрический ток и читаем написанное:

«Направленное движение зарядов в проводнике приводит к переносу энергии поля в пространстве. Электрический ток – упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.

Для существования электрического тока необходимы свободные заряды – носители тока, например заряженные частицы. В проводнике концентрация свободных зарядов, которые могут перемещаться по всему объему тела, наибольшая в сравнении с другими веществами. Поэтому для передачи энергии электромагнитного поля из одной точки пространства в другую используются металлические проводники, подобно тому, как для транспортировки воды применяются трубы.»

Рядом с приведенным текстом – рисунок, на котором изображена часть проводника в разрезе, внутри которого маленькие отрицательно заряженные шарики со стрелочками движутся справа налево, а между ними большие стрелки указывают направление тока слева направо. Надпись у рисунка гласит: «Направление тока в металлическом проводнике противоположно направлению движения электронов».

На первый взгляд все ясно и просто, каждый современный человек, доучившийся в школе до 11-го класса с этой информацией знаком. Сомнению эту информацию он не подвергает, доверяя учебнику, своим учителям, Министерству образования и науки Российской Федерации, рекомендовавшему текст учебника для общеобразовательных учреждений. По окончании школы он может всю жизнь верить в то, что по проводнику течет электрический ток, именно так как это показано на рисунке.

На самом деле, вопрос о том течет ли ток по проводнику в действительности для современной физики до настоящего времени остается открытым. И вот почему.

Как известно понятие об электрическом токе ввел в физику Андре Мари Ампер. В 1820 году он представил Королевской Академии Наук свой главный труд – «Электродинамические исследования». Вот место авторского текста, где впервые упоминается о токе:

«Электродвижущее действие проявляется в двоякого рода эффектах, которые я считаю нужным сперва разграничить путем точного определения. Я назову первый из этих эффектов электрическим напряжением, а второй электрическим током.

Напряжение наблюдается, когда два тела, между которыми возникло электродвижущее действие, отделены одно от другого непроводниками по всей своей поверхности, за исключением тех точек, где эта сила возникает»

И чуть ниже:

«Ток возникает тогда, когда в проводящем контуре создано сообщение между телами, притом в точках отличных от точек возникновения электродвижущей силы».

Авторы учебника физики не заметили, что утверждение «ток возникает» у Ампера не подкреплено никаким научным доказательством и может рассматриваться только лишь как научная гипотеза, неподтвержденная идея, теория.

Про электроны – та же самая история. Почитаем научный труд «Электрон в химии» Джозефа Джона Томсона, считающегося первооткрывателем электрона:

«Подобно тому, как некоторые из физических свойств вещества потребовали для своего объяснения предположения, по которому вещество не является сплошным, но построено из ограниченных и измеримых зерен, так и в деле объяснения химических свойств вещества нельзя идти с успехом далее, прежде чем мы не откажемся от представления, по которому атом является неделимым, сплошным и однородным и не п р и п и ш е м атомам известного рода строение…

Открытие электрона в 1897 году было первым доказательством такой структуры. Было доказано, что электроны происходят из атомов всех родов и, какой бы ни был источник их происхождения, получаются всегда идентичные электроны. Было доказано, что не изменяющийся электрон является постоянной составной частью всех атомов».

И все.

Томпсон говорит «было доказано», но о том как именно это «было доказано» умалчивает. Получается, что «известного рода строение» просто  п р и п и с а н о  атому.

Кстати говоря, и с атомом не все просто. Вот что пишет Джон Дальтон – отец современного атомизма в книге «О строении тел»:

«Сущность атомического учения состоит в том, что вещество п р е д п о л а г а е т с я состоящим из совокупности малых, уже более неделимых силами природы частей – атомов, не наполняющих сплошь пространства, занимаемого телом, а отстоящих друг от друга, подобно тому, как планеты, солнце, звезды, астероиды не наполняют пространства вселенной, а отстоят друг от друга…

Имеются три различные вида тел, которые особенно привлекали к себе внимание химических философов, а именно, те которые обозначаются названиями «упругие флюиды», «жидкости», «твердые тела». Вода представляет хорошо знакомый пример тела, которое в известных случаях способно принимать все три состояния. В паре мы узнаем вполне упругий флюид, в воде совершенную жидкость, а во льде вполне твердое тело.

Эти наблюдения привели к заключению, которое является, по-видимому, о б щ е п р и н я т ы м, что все тела ощутимой величины, как твердые, так и жидкие состоят из громадного числа чрезвычайно малых частиц или атомов вещества, связанных между собой силой притяжения, которая более или менее велика в зависимости от обстоятельств и которая, поскольку она стремится предотвратить их разделение вполне правильно с этой точки зрения названа — притяжением сцепления. Но, поскольку она собирает атомы из распыленного состояния, как, например, из пара в воду, она называется притяжением соединения, или проще сродством».

Нам понятно, что  о б щ е п р и н я т о с т ь  любого заключения ни в коей мере не равноценна его научной доказанности.

Но, что же получается с упомянутым учебником физики? То, что текст учебника, от знания которого зависят практические судьбы всех выпускников всех 11-х классов, «клевещет» на окружающую среду, распространяя о ней не достоверную, не подлинную, не несомненную информацию, то есть выдает желаемое за действительное. А именно — безапелляционно заявляет что «электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц». Хотя это всего лишь научное предположение.

Чтобы Основной закон страны не был нарушен и чтобы информация учебника стала достоверной она в обязательном порядке должна сопровождаться словами «предполагается», или «по мнению такого то ученого», или на худой конец «как принято считать… как общепринято».

В этом случае каждый ученик, которому по конституции Российской Федерации гарантируется свобода мысли, сможет оценить эту информацию самостоятельно или с помощью тех людей, которым он безусловно доверяет.

Он сможет решить принимать ли информацию без доказательств на веру или нет.

А также сможет решить передавать ли ее своим детям и внукам в будущем.

А Министерству образования и науки Российской федерации неплохо бы задуматься над вопросом нужно ли, вообще, в общеобразовательных учреждениях на обязательных дисциплинах засорять умы подрастающего поколения недоказанными теориями.

Ведь их можно придумать сколько угодно.

Владимир Хохлев

Фото : https://uzaomos.news 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *